Любые близкие социальные отношения берут начало из детской и взрослой части нашей жизни.
Самая ранняя модель близких социальных отношений закладывается с самого рождения - детско-родительская. Именно она формирует фундамент к последующим нашим социальным взаимодействиям, реакциям и даже кризисам. Из отношений ребенка и родителя складываются дальнейшие вкусовые потребности в выборе партнера. Особенно ярко это просматривается у женщин, чьи мамы были, мягко говоря, далеки от идеала. Когда как, привыкнув с детства к грубому отношению со стороны родного человека, женщина, будучи взрослой, неосознанно стремится к получению грубого отношения со стороны партнера, причем в обоих случаях изрядно пострадав.
"Бьет значит любит" - вы верите этому высказыванию? А ведь многие жертвы прикрываются ею, когда как психологическая ее подоплека отчасти скрыта в детстве. Мать поднимая руку на дочь, сама того не подозревая, программирует ее восприятие этого за норму, а ведь ребенок получает психологическую и физическую боль.
Часто девушки жалуются на проблемы в отношениях с мужчинами. Когда конфликтообразующей константой является ее терпимость к грубому или жестокому обращению и его тирания. Пара распадается, девушка психологически страдает, но в последующем случае находит себе точно такого же тирана, снова начиная свою извечную жалобу с высказыванием: "Все мужики- козлы!". Да, такие девушки психологами кличутся, как Девушка-жертва. Она всегда будет мечтать о принце, но никогда его не встретит, потому что тирании с детства на подкорке вбита ей понятием "норма". Путем осознания, рефлексии или психологической помощи, такие женщины получат терапию и излечатся поменяв свое отношение к миру, возможно даже познав здоровые отношения. Главное понять и разглядеть проблему.
Это лишь один из примеров, как наша детская часть вносит в отношения весь наш детский опыт взаимодействия с родителями. Абсолютно всегда, вместе с детским опытом мы вносим наши детские страхи, чаяния, выученные стратегии взаимодействия с первыми значимыми людьми в своей жизни.
Так, мужчина воспитанный одной мамой или мамой с бабушкой будет в совокупности отличаться от мужчины выросшим в полной семье. Так как, в равной степени в человеке с детства, как в сосуд вливается мужское и женское начало. Человек получивший чего-то одного в большей степени будет иметь проблемы в отношениях во взрослой жизни. Как бы кто не говорил и не гнул свою линию, но женщина не может воспитать в мальчике мужчину, хотя бы потому что м и ж априори слишком разные. Когда в воспитании мальчика отсутствует отец, то тот инстинктивно берет пример с других мужчин, а без принятого авторитета мужчины мальчиком в будущем не будет и опыта мужской ответственности. Самое главное, что проявится в таком человеке в большинстве случаев - поиск не просто женщины для жизни, а поиск жены-матери. Такой мужчина будет чувствовать себя комфортно с той женщиной, что окажет ему безопасность, как когда-то мама.
Вернувшись к началу темы, отмечу, что в паре с "ребенком", в проявлении наших отношений, существуют: Оценщик, Тиран, Контролер. Эта часть всегда осуждает, не признает естественные права "ребенка". Две части определенно вступят в конфликт, который обратится во внутреннюю драму, о чем описывалось в двух примерах выше. В таких случаях, мы будем ощущать одиночество, боль от нереализованных нужд, плохость или ненависть к себе, непринятие себя, осуждение, самоподавление и т.п.
"Взрослая" часть способна к принятию этого внутреннего ребенка со всеми его уязвимостями, разрешению поставить себя и свои нужды на первое место, она стимулирует защиту себя, самоуважение, признает права, например, тратить на себя деньги, заниматься любимым делом, выбирать с кем общаться и т.д. Эту часть необходимо воспитывать в себе, наращивать путем сделанных выводов, опыта. Так как, взрослая часть является важным звеном в здоровом, конструктивном взаимодействии с другими людьми
Чем сильнее травма данная с детства, тем жестче внутренние модели поведения, "ребенок" и "тиран", вносятся в контакт.
Так какие же отношения могут быть конструктивными, питающими, жизне-стимулирующими, а также на что ориентироваться, чтобы они действительно были таковыми? Для начала отмечу важное, о том, что наша детская часть создает привязанность. Мы всегда интуитивно выбираем человека, который может удовлетворить наши нужды и создаем с ним отношения. Все наши близкие отношения построены на этих частях, а качества этих отношений зависит от качества внутренних взаимодействий между Ребенком, Тираном, Взрослым.
По каким признакам можно определить вероятную перспективу развития женско-мужских отношений?
1. Способность быть отдельным. Умение видеть в себе и в своем партнере личность. Отдельный человек говорит "Я", и он спрашивает о "Тебе". Не выдумает и не вешает ярлыков, он видит в Тебе того, кем ты являешься и ценит твою личность;
2. Способность быть вовлеченным. Он реагирует на то, что ты говоришь, откликаясь мыслями и чувствами. Не допускается в отношениях быть в контакте только со своим миром и не видеть мира в Другом;
3. Готовность к постепенному сближению;
4. Способность принимать другую непохожую личность, не споря с ней и не переделывая;
5. Способность к состраданию, сочувствию, поддержке;
Умение быть привязанным есть у многих людей, но способность принимать и любить не у всех. Эти умения тренируются как мозговая активность, как сила мышц, взращиваются как растения из почвы, развиваются опытом и зрелостью.