Ядерный могильник, обнаруженный около Московского завода полиметаллов, очень взволновал жителей столицы. Тем более что эта свалка может попасть в зону строительства Южной рокады и Юго-Восточной хорды. А если стройка зацепит радиоактивные отходы?..
Эксперты EcoStandart group исследовали этот ядерный могильник. Уровень радиации замерили на территории между Москвой-рекой, сами МЗП, парком «Коломенское» и железнодорожными путями.
Проверялось гамма-излучение — именно о нем шла речь в случае с загрязненной территорией завода. Такое излучение может повредить кожу и внутренние ткани человека, а остановить его могут плотные и тяжелые материалы — например, свинец и железо.
Читайте также: Чернобыль в Москве: какое отношение Южная рокада имеет к свалке радиоактивных отходов
Оказалось, что на основной части исследуемой территории фоновый уровень нормальный — дозиметры-радиометры показали 0,12-0,15 мкЗв/ч (микрозивертов в час). Для Москвы норма составляет 0,3-0,32 мкЗв/ч.
В двух местах значения достигли от 0,2 до 0,31 мкЗв/ч — повыше, но тоже в пределах нормы.
А вот на одном участке дозиметр показал 1,2 мк3в/ч — максимальное превышение дозы в 4 раза.
Превышение было обнаружено на участке, который был огорожен лентой как опасный. Далеко в «зону» экологи углубляться не стали, но предположили, что чем дальше, тем уровень радиации может быть выше.
Эксперты не считают обнаруженное превышение опасным. Они утверждают, что в парке Коломенское вполне можно гулять и совершенно не обязательно выбрасывать после прогулок одежду и обувь.
Читайте также: Южная рокада - кому станет лучше от ее появления?
Что касается вопросов о строительстве хорд, тут специалисты говорят, что для его безопасности нужно «необходимым образом провести рекультивацию почв». То есть провести исследования, снять слой загрязненного грунта, вывезти его, снова провести исследования, если нужно — снова снять слой грунта. И повторять процедуру до тех пор, пока показатели не будут в норме.
Нельзя допустить попадание загрязненной почвы в Москву-реку.
Получается, что в «спокойном» состоянии ядерное захоронение практически безопасно — если не заходить на огороженную территорию. А вот при раскопках может произойти всякое.
Однако представители властей столицы демонстрируют «формальный подход» к угрозе радиационного загрязнения. Физик-ядерщик Андрей Ожаровский, сторонники строительства Юго-Восточной хорды делают вид, что проблем с радиацией нет.
Загрязнение находится в 50-70 метрах от платформы — то есть как раз в месте строительства хорды.
Читайте также: Москва и Подмосковье находятся на грани экологической катастрофы – мнение эколога
Эксперт предполагает, что непосредственно в местах, где будет проводиться бурение для мостового перехода, радиоактивного загрязнения нет.
Однако рядом находится очень крутой склон, и даже сам завод полиметаллов подтверждает, что есть опасность оползней.
При строительстве моста будет нарушен баланс, возможны подвижки грунтов, прикрывающих опасные отходы.
Грунты сдвинутся, отходы обнажатся... Дозиметры зашкалят!
А построить мост и не задеть склон — нереально. До 70-х годов прошлого века Московский завод полиметаллов работал с радиоактивными рудами. Отходы складывались прямо за забор и присыпались землей. Сколько там всего захоронено — неизвестно.
В 1999 году власти поручили ГУП «Радон» обследовать территорию. Было обнаружено более 40 очагов загрязнения, вывезено на полигоны более 400 кубометров отходов, и к 2006 году считалось, что опасность уничтожена. Но в 2017 году «Радон» нашел на берегу Москвы-реки еще несколько загрязненных участков и сейчас работает над их дезактивацией.
Но это тоже не всё. Весной этого года МЧС и «Радон» нашли ещё два очага радиоактивного загрязнения, на одном из которых уровень гамма-излучения был превышен в сотни раз — 61,4 мк3в/ч.
С начала года жители юга Москвы протестуют против строительства Юго-Восточной хорды. Они не хотят автомагистраль под окнами домов, да и соседство дороги с радиоактивным захоронением — невеселая перспектива.
Читайте по ссылке экологический рейтинг районов Москвы
По вопросу строительства хорды проходили общественные слушания. Но, как это бывает почти всегда, они были «для галочки». Например, в Печатниках за два часа до слушаний зал заполнили работники управы и депутаты-единороссы. Простым людям попасть на мероприятие не удалось.
В Текстильщиках за строительство хорды голосовали «мертвые души». В протоколах жители нашли подписи родственников, которые уже умерли.
Если стройка приведет к оползням, то радиоактивные частицы разлетятся по всей Москве. Как следствие — рост заболеваемости раком и болезнями лимфатической системы.