Между Вязьмой и Юхновом у села Красный холм есть большое Поле Памяти.
В этом районе погибли несколько сотен тысяч советских солдат, попавших в Вяземский котёл в 1941 году.
После войны у Красного холма построили мемориал на котором до наших дней продолжают хоронить найденных красноармейцев.
Здесь же похоронены музыканты Государственного духового оркестра СССР, ушедшие на фронт добровольцами и почти полностью погибшие в Вяземском котле в октябре 1941-го.
В мирное время здешние земли начали возрождаться.
В этом колхозникам помогали трактора, которые начали выпускаться советскими заводами вместо пушек и танков.
Одним из таких заводов был Алтайский Тракторный Завод (АТЗ).
Построили его в чистом поле возле города Рубцовск в начале 1942 года.
Привезли эвакуированное с Харьковского Тракторного Завода (ХТЗ) оборудование, построили цеха, установили станки и уже летом из ворот завода вышел первый трактор - АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3).
Всего через два года на Алтайском Тракторном на базе СТЗ-3 разработали проект нового гусеничного трактора, который был запущен в серию вскоре после войны.
Это был ДТ-54.
Первые серийные машины этого типа были выпущены в возрождённом Сталинграде в 1949 году.
А через три года в 1952-м и Алтайский завод включился в производство столь нужных возрождающемуся народному хозяйству тракторов.
За 30 лет выпуска (до 1979 года) тремя тракторными заводами (СТЗ, ХТЗ и АТЗ) был выпущен почти миллион тракторов этой модели.
Простая и неубиваемая конструкция трактора, который был надёжен в работе, но если что мог быть и быстро отремонтирован прямо в поле, получила признание механизаторов.
Для упрощения обслуживания некоторые сервисные позиции были обозначены непосредственно на элементах конструкции.
Как, например, эти узлы подлежащие регулярной смазке путём шприцевания выделены литьём со стрелками.
Этот экземпляр трактора выпущен в 1978 году.
Установили его здесь в память о механизаторах Кайдаковцах, погибших в Войне и в честь первых трактористов совхоза.
Сделано на АТЗ.
Кстати, Алтайский Тракторный Завод пережил распад СССР, сложные 1990-е и даже "тучные" нулевые.
Но в 2011 году упавший спрос на технику и неумелое руководство довели завод до банкротства.
Он был распродан за долги и полностью разрушен.
Такие дела.