Через искусство раскрываются многие темы, включая запретные и неугодные той или иной религии. И именно кино очень часто ломает социальное табу.
«Сестры Магдалины» (2002, режиссер Питер Муллан)
Фильм Питера Муллана основан на реальных событиях, происходивших в Ирландии вплоть до 1996 года, когда закрылся последний, так называемый, приют (а точнее, прачечная) Святой Магдалины. В киноленте рассказывается история девушек, попавших в 60-е годы XX столетия в подобное учреждение за свои прегрешения. К грехам могли приравнять легкий флирт с противоположным полом, случаи изнасилования, в которых именно девушек признавали виноватыми и т.д. В этих «приютах» монахини проявляли свои самые низменные наклонности: били, унижали и заставляли работать до изнеможения. Фильм по праву завоевал Золотого льва на Венецианском кинофестивале, но категорически не пришелся по вкусу Ватикану.
«Дьяволы» (1971, режиссер Кен Рассел)
Этот британский фильм — историческая драма, снятая по роману Олдоса Хаксли «Дьяволы из Лудена». В ней говорится о священнике, жившем в 17 веке. Из-за происков недоброжелателей его приговаривают к сожжению на костре инквизиции. Кинолента вызвала горячие и нешуточные споры, а фрагменты с обнаженными монахинями и осквернениями религиозных символов определили фильм в список (по мнению католической церкви) запретного кино.
«Лемора: Детская сказка о сверхъестественном» (1973, режиссер Ричард Блэкберн)
Фильм повествует о жизни 13-летней девочки, возвращающейся в свой родной город для встречи с умирающим отцом. По мере развития сюжета главная героиня оказывается впутанной в мир вампиризма и магии. Кинолента включает эпизоды лесбийства, педофилии, инцеста и оккультизма, за что официально признана католической церковью неблагопристойной.
«Жизнь Брайана по Монти Пайтон» (1979, режиссер Терри Джонс)
Идея показать смерть Иисуса на кресте в комедийном мюзикле не понравилась разным религиозным общинам. Как в США, так и в Европе во время показов собирались толпы настроенных против фильма людей. В Швеции даже шутили: «фильм настолько смешной, что его запретили в Норвегии».
«Догма» (1999, режиссер Кевин Смит)
Хотя эта кинолента официально и не запрещена католической церковью, однако ее режиссер столкнулся с немалой критикой со стороны своего ближайшего окружения, а также обеспокоенных христиан. Это никак не смутило Смита, он даже лично побывал на одном из митингов против своего фильма.
«Брюс Всемогущий» (2003, режиссер Том Шэдьяк)
В этой ленте Джим Керри снялся в роли человека, наделенного Создателем божественной силой. На первый взгляд, фильм особенно подходит для безобидного семейного просмотра, однако мало кто знает, что он был принят многими конфессиями «в штыки» и даже запрещен для просмотра в Египте и Малайзии.
«Последнее искушение Христа» (1988, режиссер Мартин Скорсезе)
Что точно не могло понравиться католической церкви, так это фильм об Иисусе, где он борется со своими страстями, страхами и сомнениями. Журнал «Вера и семья», издаваемый католиками, включил киноленту в 10ку фильмом, которые в наибольшей степени противоречат канонам церкви.
«Горбатая гора» (2005, режиссер Энг Ли)
Этот фильм совершенно беспрепятственно показывали во многих странах, кроме арабских, где фильм запрещен. Но даже в США некоторые представители католической церкви выступали с протестами против откровенной демонстрации гомосексуализма.
«Код да Винчи» (2006, режиссер Рон Ховард)
В Ватикане крайне осуждающе отнеслись к фильму, снятому по роману Дэна Брауна, где утверждается, что у Иисуса и Марии Магдалины есть общий ребенок.
«Страсти Христовы» (2004, режиссер Мэл Гибсон)
Фильм Мэла Гибсона, в котором говорится о последних днях Христа, показался многим религиозным сообществам противоречивым и антисемитским. Среди тех стран, кто выступал против, был и Израиль, где отказались транслировать фильм.