Будда, Мик Джаггер, Роберт Райт и современная психология
«Онлайн-курсы — это не замена серьезному образованию, не конкурент традиционным университетам или бизнес-школам. Онлайн-курсы конкурируют с развлечениями, Нетфликсом и, может быть, сном», — говорит мой старый приятель, только что прилетевший из Вашингтона. Он делает образовательный стартап, и я вызвала его на завтрак, чтобы предложить писать тексты для «Цеха». На американский манер мы завтракаем в несусветную рань — в девять утра — и я держу свои веки руками, как раз из-за того, что до самого утра смотрела онлайн-курс «Буддизм и современная психология» на Coursera.
Я давно хотела пройти этот курс, но никак не могла найти время. Мы все хотим быть лучше и образованнее, чем есть, но не всегда хватает ресурсов и мотивации, чтобы сделать желаемое реальностью. Тот же Нетфликс на одной из конференций делал презентацию и рассказывал о «статусном потреблении контента»: пользователи отмечают, что хотят смотреть черно-белые документальные фильмы и добавляют их в списки желаемого, а на самом деле выбирают развлекательные сериалы, шоу о еде и свиданиях, и никогда не открывают сохраненные вкладки с «умным» кино.
Связь буддизма и психологии интригует меня давно. Почти год я хожу на психологический тренинг по майндфулнесу (осознанности), и его теоретические основы лежат, с одной стороны, в рамках диалектико-поведенческой терапии, известной своим научным подходом и доказанной эффективностью, а с другой стороны — в буддизме. Ведут этот тренинг психологи, и каждый раз, когда о нём заходит речь, участники тренинга напрягаются, а ведущие уточняют, что методики «очищены» от религиозных и эзотерических составляющих, опробованы клинически и не являются чем-то мистическим.
Напрягаются участники, но не я. Как вы помните, в прошлом выпуске блога я училась дышать маткой, поэтому понятно, что меня не так легко напрячь чем-то мистическим. Напротив, мне очень интересно, как же так получилось, что самыми эффективными психологическими методиками в терапии оказались не какие-то новейшие тренинги в очках виртуальной реальности, а техники, изобретенные несколько тысяч лет назад.
Курс Принстонского университета ответил на все мои вопросы чуть более, чем полностью. Я не могла оторваться от лекций — даже несмотря на то, что я смотрела их на английском, моего уровня не всегда хватало и приходилось какие-то слова подглядывать в гугл-переводчике. Лекции читал Роберт Райт, учёный и журналист. Очевидно, благодаря большому журналистскому опыту, он способен излагать довольно сложные идеи очень доступным языком в отличие от сугубо академических лекторов на той же курсере. Как-то я пыталась освоить курс ядерной физики и это был просто ужас. Возможно, дело в сложности материала и в моих умственных способностях, но явно не только в них!
Ещё Райт, конечно же, просто красавец, и в какой-то момент я поймала себя на мысли, что ещё неизвестно, что мне больше нравится — материал лекций или пялиться на того, кто их читает. Так как это первый онлайн-курс, который мне удалось пройти до конца, думаю, краш, который у меня случился на профессора Райта всё-таки сыграл свою роль. В этом нет ничего удивительного, мы уже писали о том, что личность преподавателя часто определяет вовлеченность студентов в процесс обучения.
Опять же на американский манер Райт делает из лекций некоторое развлечение. Сложные для понимания философские концепции и научные подходы он разбирает на примерах из современной культуры. Первую благородную истину буддизма, которая звучит как «Жизнь — есть страдание», он критикует за неточность перевода и предлагает вспомнить песню группы the Rolling Stones — I can get no satisfaction (Я не получаю полного удовлетворения) и утверждает, что Мик Джаггер ближе и точнее передает слова Будды, чем общепринятый перевод.
В доказательство благородной истины Райт приводит результаты исследования мозга шимпанзе, которые показывают, что уровень дофамина (гормона удовлетворения) увеличивается, когда испытуемые сильно чего-то хотят и достигает пика, когда получают желаемое, а дальше — уровень дофамина резко падает. Это похоже на то, что происходит в мозге человека, и частично объясняет наше постоянное ощущение неудовлетворенности.
Академические лекции, в которых идет речь о тех же благородных истинах, модулярной теории сознания и эволюционной психологии, профессор разбавляет «офисными часами» — после каждого блока он выходит в эфир из своего домашнего кабинета, отвечает на вопросы, которые слушатели курса задают в фейсбуке и твитере, показывает своих собак Майло и Фрейжера, размышляя, кто из них более приближен к буддийскому пониманию просветления (Майло).
Райт пытается показать, что идеи Будды о страданиях человека, о иллюзорности восприятия, о способах освободиться от привязанностей, о некотором невидимом порядке, которому подчинена жизнь, спустя несколько тысяч лет находят доказательства и подтверждение в эволюционной психологии.
Он объясняет, что происходит с сознанием во время медитации с научной точки зрения и как майднфулнес может улучшить жизнь тех, кто практикует её регулярно. Во время лекций он постоянно разговаривает с учёными, психологами и продвинутыми буддистами. С их помощью он пытается объяснять разные положения своей теории. В одной из лекций, например, Райт старается интеллектуализировать сложнейшую для понимая концепцию «Анатмавады», которая утверждает, что собственного «Я» не существует. В другой — объяснить, возможно ли достичь нирваны и что это вообще такое с точки зрения современной психологии.
После просмотра курса на вопросы и жалобы знакомых я стала отвечать либо словами Будды «а что вы хотели, если жизнь есть страдание», либо искала причины изложенных печалей в модулярной теории сознания.
Когда друг жаловался на личную жизнь, я предложила ему освободиться от привязанности к продолжению рода: «Ты так переживаешь только потому, что твой мозг эволюционно заточен на передачу генов. Если бы ты мог освободиться от искажения и увидеть вещи такими, какие они есть, ты бы понял, что на самом деле это не так важно».
Когда подруга расстроилась, что закончились вино и чипсы, я заметила, что это только подтверждает буддийскую истину о том, что в мире нет ничего, чтобы длилось вечно.
Отвечая знакомому, как мои дела, вскользь упомянула, что по большому счёту «меня» как таковой не существует: мое тело — это не я, мои мысли — это не я, моё восприятие — это не я, мои чувства — это не я. Поэтому дела мои — не более, чем иллюзии.
Дошло до того, что с четверга на пятницу мне лично приснился Будда. Жалко, что не Роберт Райт.
Курс бесплатный, доступен на английском языке на Coursera и на русском языке на Youtube (перевели энтузиазты), а ниже видео первой лекции курса с субтитрами на русском:
«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.