Найти в Дзене
Мода в книгах

Фартук муми-мамы, платье Алисы и пуговки на спине

Этот блог посвящен тому, как одеты герои различных книг. Обычно я привожу цитату из текста и подбираю наряд под нее, сообразно эпохе, но сегодня мы будем опираться не на текст, а на книжную иллюстрацию. Правда, это будет книжная иллюстрация, созданная писательницей Туве Янссон. Да, это она придумала муми-троллей!

Муми-мама в иллюстрациях Туве Янссон носит фартук и дамскую сумочку, но так было не всегда.
Муми-мама в иллюстрациях Туве Янссон носит фартук и дамскую сумочку, но так было не всегда.

Изначально, до 1952 года, Туве рисовала муми-маму только с одной лишь сумочкой, в которой там носила кучу бесполезных вещей на экстренный случай. Но с 1952 года на маме появляется фартук. Почему?

-2

В 1950 и в 1951 годах книги Туве Янссон из серии о муми-троллях были выпущены в Англии и сразу стали очень популярны. В следующем году Чарльз Саттон, глава Associated Newspapers syndicate пригласил Туве к работе над комиксами о муми-троллях. Завязалась деловая переписка, в ходе которой было решено, что в новом формате будет удобнее, если муми-мама будет сильнее выделяться на фоне мужа и сына. Так у муми-мамы появился фартук, вскоре ставший неотъемлемой частью ее костюма.

В муми-доле живут и другие существа, к примеру, мюмлы. В разных редакциях они то выглядят как обычные девочки, то имеют длинные хвостики. Но самое главное, у мюмлы-мамы детей очень-очень много, да и характер отпрысков весьма непоседливый. Приходится как-то оптимизировать все процессы, как говорится:

Мюмла-мама носит платье без застежек спереди... Возможно, застёжки сзади?! Если это так, то, скорее всего, это застёгивающийся сзади халатик, который в середине ХХ века носили нянечки поверх своей обычной одежды.
Мюмла-мама носит платье без застежек спереди... Возможно, застёжки сзади?! Если это так, то, скорее всего, это застёгивающийся сзади халатик, который в середине ХХ века носили нянечки поверх своей обычной одежды.
-4

На ряде иллюстраций мы видим, что мюмлы одеты в платьица с пуговичками на спине. Разве это удобно? Нет, конечно, когда детей ТАК много, можно их надолго занять таким хороводом... Но...

На самом деле, это вообще не платья. Это фартуки, они же - сарафаны, они же pinafore, которые предохраняют одежду детей от загрязнения и носятся поверх обычных платьев.

Девочки викторианской эпохи в фартучках-сарафанах поверх платьев.
Девочки викторианской эпохи в фартучках-сарафанах поверх платьев.

Подобные одежды носили и няни, которым надо было показать, что они чистюли, и им можно доверить детей. Скажем так: аналог современного белого халата.

И это тоже нашло отображение в иллюстрациях Туве Янссон:

Хемулиха - директор приюта для осиротевших маленьких муми-троллей. Как и все хемули, она любит порядок и порядочность: потому ее образ отсылает к благообразным старым модам: множество нижних юбок, шляпка с вуалем и длинными шляпными булавками. Поверх пышного платья надет такой же фартук с застёжками сзади, который должен подчеркнуть ее общественную роль воспитательницы.
Хемулиха - директор приюта для осиротевших маленьких муми-троллей. Как и все хемули, она любит порядок и порядочность: потому ее образ отсылает к благообразным старым модам: множество нижних юбок, шляпка с вуалем и длинными шляпными булавками. Поверх пышного платья надет такой же фартук с застёжками сзади, который должен подчеркнуть ее общественную роль воспитательницы.

Но Туве Янссон иллюстрировала не только свои собственные книги, но и чужие. Так, она автор иллюстраций к "Алисе в стране чудес" и "Хоббиту".

Знакомый сюжет: Алиса, гриб, Гусеница.
Знакомый сюжет: Алиса, гриб, Гусеница.

Особенность иллюстрация Янссон в том, что Алиса у нее - совершенно современная девочка, без прически с завитушками, без пышного платьица с передничком, как обычно ее изображают другие иллюстраторы. Алиса сама "немножко из муми-троллей".

А вот другие персонажи выдержаны в рамках исторического контекста. Кухарка и Герцогиня носят головные уборы, отсылающие к эпохе Северного Возрождения.

Совершенно современная Алиса переживает за судьбу ребёночка, находящегося в руках двух исторически одетых дам.
Совершенно современная Алиса переживает за судьбу ребёночка, находящегося в руках двух исторически одетых дам.

А, кстати, это ведь ход: Алиса не является персонажем мира Страны чудес, она попадает туда. И она не раз подчеркивает, что чужая в этой стране, хотя многие вещи ее и забавляют. Современный облик дает возможность юному читателю проассоциировать себя с маленькой героиней. Но, возможно, Туве не это хотела сказать.

Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах", ставьте лайки, если нравится - а вот читать комментарии я не успеваю.

Анализ автопортретов Туве Янссон "Модная Туве" - вот здесь.

Сказки
3041 интересуется