Найти в Дзене

[Лонгрид] История марки Henderson

Оглавление

Очень запутанная и непростая история привела к созданию мотоциклов Henderson KJ. Чтобы разобраться в ней, нам понадобится рассказать о трех различных компаниях, которые объединил немецкий эмигрант в начале 20 века.

Полностью оригинальный мотоцикл Henderson KJ 1931 года можно увидеть воочию в музее мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова" в г. Самара.

Henderson KJ из коллекции “Мотомира Вячеслава Шеянова”
Henderson KJ из коллекции “Мотомира Вячеслава Шеянова”

1. Предисловие

В американской мотоциклетной истории есть понятие Большая Тройка, три самых успешных и крупных мотопроизводителя в истории США - Harley-Davidson, Indian и Excelsior-Henderson. Конкуренция превратила их соперничество на трассах и на мотоциклетном рынке в настоящие баталии, сравнимые с битвами из древнегреческих легенд.

На рассвете мотоиндустрии в 1920-х на треках соревновались одни из самых быстрых и технически продвинутых мотоциклов мира, и эта же конкуренция привела к тому, что в компании были вынуждены постоянно обновлять свои линейки.

К концу десятилетия лидерами рынка 750-кубовых моделей стали Excelsior-Henderson и Indian с моделями Super X и Scout соответственно. На большекубатурном рынке лидировали модели Indian ‘Chief’ и ‘4’, а также Henderson ’4’, которые были наиболее продаваемыми и технически продвинутыми мотоциклами в США. Сложившаяся ситуация изменилась не силами компаний-конкурентов, а цепью событий, приведших к Великой Депрессии.

Заводская гоночная команда Excelsior с OHC V-twin’ом на базе двигателя Cyclone. Всего было сделано несколько штук, т.к. двигатель Excelsior с впускным клапаном над выпускным (IoE) оказался таким же быстрым и намного более надежным, чем верхневальная конструкция испытывавшая постоянное масляное голодание [Mecum]
Заводская гоночная команда Excelsior с OHC V-twin’ом на базе двигателя Cyclone. Всего было сделано несколько штук, т.к. двигатель Excelsior с впускным клапаном над выпускным (IoE) оказался таким же быстрым и намного более надежным, чем верхневальная конструкция испытывавшая постоянное масляное голодание [Mecum]

Harley-Davidson, Indian и Excelsior-Henderson пали жертвами всеобщего экономического краха – после 29 Октября 1929 продажи упали в десятки и сотни раз. Вместо десятков тысяч проданных в начале 1929 года мотоциклов продажи упали до десятков и сотен, в то время как дилерские склады ломились от никому не нужной техники.

Компанию Harley-Davidson спасла продажа завода японцам, которая привела к созданию первого национального военного мотоцикла в Стране Восходящего Солнца. Более подробно об этом факте в статье о мотоцикле Rikuo.

Indian спас её руководитель – Пол Дюпон, выкупивший долю в компании. Благодаря ему мы все еще можем себе позволить прохватить по шоссе на величавом Индейце.

Отряд полиции на 4-цилиндровых Эксельсиор-Хендерсон. В то время «четверка» была самым быстрым мотоциклом в США.
Отряд полиции на 4-цилиндровых Эксельсиор-Хендерсон. В то время «четверка» была самым быстрым мотоциклом в США.

Игнац Швинн (Ignaz Schwinn), крупный промышленник, владелец велосипедной фабрики и мотоциклетной Excelsior-Henderson решил, что не стоит гнаться за двумя зайцами и сосредоточился на производстве велосипедов, с которых он и начинал свой путь.

2. Мотоциклетный король Игнац Швинн

Игнац Швинн родился в Хармхайме, Баден, Германия, в 1860 году. В 1891 году он эмигрировал в США и в 1895 году при финансовой поддержке американца немецкого происхождения Адольфа Фридриха Уильяма Арнольда он основал компанию Arnold, Schwinn & Co. Появление новой велосипедной компания совпало с внезапным увлечением велосипедом в США. К началу 20-го века производство велосипедов в Соединенных Штатах выросло до миллиона единиц в год. Чикаго стал центром американской велосипедной индустрии.

-4

Бум продаж велосипедов был недолгим. К 1905 году объем ежегодных продаж велосипедов упали до 25 % от уровня 1900 года. Многие мелкие компании банкротились или поглощались крупными фирмами. В Чикаго остались в бизнесе только двенадцать велосипедных компаний.

Понимая, что ему нужно развивать компанию, Игнац Швинн купил несколько небольших фирм производителей велосипедов и построил на западе Чикаго современную фабрику по массовому производству недорогих велосипедов. В 1908 году завод выпустил 50,000 велосипедов, а еще через 3 года эта цифра удвоилась.

Компания настолько разрослась, что Игнац позволил себе организовать команду для участия в Европейских соревнованиях для продвижения бренда за границей. Почувствовав успех, Фрэнк Швинн убедил отца вложиться в бурно развивающийся мотоциклетный рынок.

Один из первых мотоциклов Excelsior с одноцилиндровым двигателем и ременной передачей. 1910 г., на фоне полиция Keystone.
Один из первых мотоциклов Excelsior с одноцилиндровым двигателем и ременной передачей. 1910 г., на фоне полиция Keystone.

Первый мотоцикл собственной конструкции инженеры нанятые Швинном, создали в 1910 году. Это был рядный двухцилиндровый мотор с карданным приводом. Построили всего один прототип и Игнац решил, что будет проще и выгоднее купить готовую компанию, чем создавать и дорабатывать конструкцию с нуля. Десятки мелких и крупных компаний занимались производством мотоциклов в 1910 годы в США, и большинство из них пытались свести концы с концами на высоко конкурентном рынке. Игнацу Швинну не пришлось долго искать успешного производителя желающего расстаться со своим детищем. Идеальный вариант он нашел в Чикаго.

3. The Excelsior Supply Company 1876 – 1912

Организованная Джорджем Роби (George T. Robie) в 1876 году компания занималась продажей запчастей для швейной мануфактуры. В начале 1890-х на фоне велосипедного бума компания занялась поставкой велосипедных запчастей и продажей велосипедов других производителей. В 1904 в прайс компании добавились автомобильные запчасти, однако Фредерик, сын основателя, хотел был промышленником и убедил отца в том, что необходимо начать производство мотоциклов.

Отряд полиции на V-twin’ах Excelsior [Mecum]
Отряд полиции на V-twin’ах Excelsior [Mecum]

Excelsior Motor and Manufacturing Company была образована в 1907 году как дочернее предприятие Excelsior Supply Co. Фредерик, ставший главой новой компании, первым дело выпустил мотоцикл Triumph Model B с двигателем Thor (выпускаемый Aurora Automatic Machine Co по лицензии и конструкции Indian), но на собственном шасси. Выпуск этой модели был нужен для того, чтобы как можно быстрее наладить производство и спустя всего год, в 1908 г., компания Фредерика выпустила первый мотоцикл под маркой Excelsior – Auto-Cycle Model A.

1917 год: военные испытывают Excelsior с коляской по бездорожью [Национальный архив США]
1917 год: военные испытывают Excelsior с коляской по бездорожью [Национальный архив США]

К сожалению, в 1909 году Джордж Роби скончался от аппендицита и на плечи юного Фредерика, а ему было всего 29, легло бремя управления мотоциклетным бизнесом и намного более крупной компанией по поставке запчастей. Спроектированный в 1910 году инженерами Excelsior новый V-twin казался перспективной разработкой, но управление двумя крупными компаниями не привлекало Фредерика и он решился продать бизнес своего отца.

4. Excelsior под управлением Швинна: 1912-1917

Фредерик подписал контракт с Игнацом Швинном 14 Ноября 1911 года. Новый владелец получил всё имущество: завод, офисы, готовые моторы, мотоциклы, велосипеды, не распроданные запчасти, все патенты, а также право производить продукцию под именем Excelsior. Сумма продажи составила $500,000 ($13,203,247 в пересчете на 2019 год) и Швинн лично подписал чек 1 Февраля 1912 года.

Обновленная фабрика Швинна в Чикаго [Mecum]
Обновленная фабрика Швинна в Чикаго [Mecum]

В первую очередь Игнац начал в Чикаго постройку крупнейшей в мире фабрики по производству мотоциклов, а мотоциклы Excelsior получили логотип в виде большой красной буквы ‘X’ на бензобаке.

-9

Для рекламы своей продукции Швинн нанимал самых перспективных гонщиков того времени для участия в соревнованиях под флагом Excelsior.

В 1912 году Excelsior стал первым мотоциклом, который превысил отметку в 100 миль/час (около 160 км/ч) и при этом сохранял такую же среднюю скорость на протяжении всей гонки. Реклама модели «Big X» строилась на том, что у Excelsior – “до сих единственный двигатель, когда-либо достигавший скорости 100 миль/час под присмотром Американской Федерации Мотоциклистов (F.A.M.)”.
Не путать с Американской Мотоциклетной Ассоциацией (AMA) и Американской Федерацией Мотоциклистов (AFM).

“Big X” – один из первых Excelsior построенных после продажи марки Швинну [Mecum]
“Big X” – один из первых Excelsior построенных после продажи марки Швинну [Mecum]

Первые Excelsior разработанные под руководством Швинна появились в 1915 году. Новый дизайн предвосхищал моду 1920-х и 30-х годов: верхняя часть рамы ниспадает к задней её части, позволяя разместить сиденье ниже, а также позволяя сузить топливный бак. Новый двигатель Excelsior оказался быстрее, чем его конкуренты на дороге и на треке, и они представили облегченную модель с мотором 221 куб. см для новичков.

Несмотря на сложные экономические условия во время Первой мировой войны, Excelsior процветала, и Швинн надеялся расширить модельный ряд 4-х цилиндровым мотоциклом. К тому времени (1917 г.) Pierce Motorcycle Co. разорилась и на рынке США оставался единственный 4-цилиндровый мотоцикл – Henderson 4.

5. The Henderson Motorcycle Co. 1911-1917

В октябре 1911 года в Детройте братьями Вильямом и Томом Хендерсонами была разработана концепция четырёхцилиндрового мотоцикла мощностью 7 л. с. – «Модель А». Сейчас конструкция выглядит как минимум странно - привод на заднее колесо плоским кожаным ремнём, одна передача, полное отсутствие подвесок, но для 1912 года это был премиальный набор опций. Братья дали рекламу, анонсировали цену $325 и начали собирать предзаказы. К началу 1912 года было готово 25 мотоциклов, а в планах было производить по 1000 штук в год, и это несмотря на то, что Henderson был уже третьим производителем четырёхцилиндровых мотоциклов в Америке. Продажи пошли в гору.

1912 – Henderson Model A
1912 – Henderson Model A

В 1913 году появилась передняя подвеска, кожаный приводной ремень заменили стальной цепью, были улучшены тормоза и снижена высота сиденья («Модель В»). Вместо цилиндрического газового баллона, служившего бензобаком, стали устанавливать бак прямоугольного сечения, что увеличило его объём.

1913 Henderson Model B
1913 Henderson Model B

В октябрьском номере журнала World Motorcycle Review была опубликована статья Карла Стирнса, объехавшего земной шар на «Хендерсоне» и привёзшего из путешествия огромное количество прекрасных фотографий.

-13

В 1914 году в «Модель С» была добавлена двухскоростная коробка передач, причём она была не состыкована с двигателем, как это принято сейчас, а размещена отдельно в ступице заднего колеса.

1914 Henderson Model C
1914 Henderson Model C

В 1915 году («Модель Е») в мотоцикл были внесены серьёзные изменения. В первую очередь в компоновку – место для ног водителя теперь располагалось не в раме перед мотором, а на платформах по бокам от него. Это позволило радикально уменьшить базу мотоцикла с 1651 до 1437 мм – на 21 см, что улучшило и манёвренность, и управляемость.

1915 Henderson Four Model D
1915 Henderson Four Model D

Какое-то время длинно-базная «Модель D» и новая короткая «Е» производились и продавались одновременно.

1916 Henderson Model F
1916 Henderson Model F

В 1916 году осталась только короткая версия рамы, в которую стали устанавливать обновлённый двигатель с автоматической системой смазки и ножным кикстартером. В следующем, 1917 году двигатель вновь был модернизирован. Он наконец-то получил закрытую систему смазки с маслом в картере двигателя, трёхскоростная КПП теперь пристыковывалась сзади к мотору, появились диски сцепления между двигателем и коробкой передач.

1917 Henderson Model G
1917 Henderson Model G

«Модель G» по своим характеристикам не уступала «литровым двойкам» того времени, отличаясь от них плавностью работы и более ровной отдачей мотора. Мотоцикл хорошо продавался и отличался феноменальной надёжностью.

1917 Henderson Model G
1917 Henderson Model G

В 1917 году «Хендерсоны» были вписаны в книгу рекордов трижды: сначала Алан Баделл преодолел 3296 миль от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка менее чем за восемь дней, позже установил рекорд в 24-часовом заезде на трассе Аскот Парк, преодолев 1154 мили, а Рой Артли преодолел 1667 миль от Блейн (Канада) до Тихуаны (Мексика) чуть более чем за трое суток.

1917 Henderson Model G
1917 Henderson Model G

Несмотря на весь этот успех, дела у братьев Хендерсонов шли не очень хорошо. Стоимость труда росла, материалы не только дорожали, но с их поставками случались серьёзные перебои – приоритет получения был у производств, работавших на государство. Шла Первая мировая война. Ситуация была сложной, и мотоциклетный бизнес было решено продать, благо, поступило предложение от Игнаца Швинна – велосипедного короля Америки.

17 ноября 1917 года компания сменила владельца. Для Швинна это был прекрасный шанс войти в верхний сегмент мотоциклетного рынка с уже известным и успешным брендом, и он им воспользовался. В логотипе на баке под крупной надписью Henderson вместо прежнего «колеса фортуны» появилась большая буква «Х» с надписью Excelsior Motor Company. Производство было перенесено из Детройта в Чикаго.

6. Excelsior Motor Mfg. & Supply Co. 1918–1931

-21

Теперь братья Хендерсоны не владели компанией, а работали там по найму. Вильям Хендерсон был директором завода с доходом $ 5000 в год, а Том Хендерсон – начальником отдела продаж с годовым заработком $ 10000. Также ему было единовременно выделено 200 акций компании на сумму $ 25000, но не отданы в руки, а оставлены на хранение у владельца компании на пять лет, чтобы был стимул не расставаться с компанией, однако в конце 1918 года Том Хендерсон подал в отставку, желая открыть собственную компанию, специализирующуюся на импорте мотоциклов Henderson и Excelsior в Европу.

Серийные номера чикагских мотоциклов начинались с буквы Z, в то время как детройтские до этого маркировали с H. Список спортивных достижений пополнялся. Помимо «дальнобойных» дисциплин в нём появились призы в таких дисциплинах как подъём на холм и дорожные гонки по извилистым роллеркостерам Лос-Анджелеса.

1918 Henderson Model H
1918 Henderson Model H

«Модель Z» 1919 года повторяла дизайн «Модели Н» детройтского периода. Из изменений стоит отметить появление полноценного генератора и выросший с 918 до 1147 кубиков объём, развивавшего теперь 14,2 л. с. Ступица заднего колеса также стала другой и был применён иной задний тормоз с двухкулачковым барабаном.

1919 Henderson Model Z
1919 Henderson Model Z

«Модель К» 1920 года разрабатывал Артур О. Лемон, который работал в компании с 1915 года. Он начал как специалист отдела продаж, позднее перешёл в проектное бюро, после переезда в Чикаго работал на Excelsior.

1920 Henderson Model K
1920 Henderson Model K

Мотоцикл получился более мощным и тяжёлым, чем предшественник, но и более надёжным. Рабочий объём мотора был увеличен до 1300 кубиков (68,3 х 89 мм), что увеличило его мощность до 18 л. с. Масло ко всем узлам теперь подавалось не разбрызгиванием, а под давлением нагнеталось маслонасосом по каналам смазки, был изменён привод клапанов, что сделало мотор компактнее и ремонтопригоднее, а рама получила усиления в местах сварки. Передняя подвеска была унифицирована с Excelsior Series 20.

1920 Henderson Model K [Bonhams]
1920 Henderson Model K [Bonhams]

Вильяму Хендерсону эти изменения не понравились – он, наоборот, работал над облегчением конструкции и увеличением максимальной скорости мотоцикла. В результате разногласий он в 1920 году покинул Excelsior Motor Mfg. & Supply Co. и основал Ace Motor Corporation. Её первый мотоцикл Ace Four был готов уже к концу года, но в серию пошёл только в 1922 году.

1922 Ace Four
1922 Ace Four

Швинн назначил Артура Лемона главным конструктором обеих марок: и Henderson, и Excelsior. «Модель К» перешла в 1921 год без изменений.

Страна оправилась после войны, начался подъём экономики, покупательская способность увеличилась. Надёжность «Хендерсона» была в очередной раз подтверждена на деле: Рой Артли на кольце длиной 1,25 мили проехал 300 миль со средней скоростью 77 миль в час, в первые 100 из которых (до дозаправки) он шёл 80 миль в час (128,4 км/ч), и это по деревянному треку на узких шинах! Не удивительно, что к марке проявил интерес департамент дорожной полиции США и были заключены контракты на поставки крупных партий мотоциклов.

1922 Henderson DeLuxe
1922 Henderson DeLuxe

1922 год можно считать эпохой максимального расцвета компании. В новой модели, названной DeLuxe, был установлен 28-сильный мотор, стоял новый более крупный карбюратор, новый коленвал, усиленный задний тормоз, было улучшено охлаждение головки цилиндров. В качестве опции были доступны легкосплавные поршни и задняя передача.

1922 Офицер Эсли Вильямс (Eslie Williams) рядом с мотоциклом Henderson DeLuxe
1922 Офицер Эсли Вильямс (Eslie Williams) рядом с мотоциклом Henderson DeLuxe

Для полиции были проведены демонстрационные заезды. Пол Андерсон на серийном полицейском мотоцикле развил 98 миль в час в Чикаго и 100 миль в час в Сан-Диего. В результате количество заказов от полиции выросло в несколько раз.

В борьбу за госконтракты вступил Harley-Davidson. Была проведена серия из 12 заездов на скорость по дорогам общего пользования в разных штатах. Первый выиграл Лесли Рэд Паркхаст на 1200-кубовом В-твине от Harley, зато остальные 11 первым приходил DeLuxe Пола Андерсона. В каждом заезде он преодолевал планку 100 миль в час. На тот момент конкурировать с «Хендерсоном» было невозможно.

-29

В конце мая 1922 года на треке Такома Спидвей в Вашингтоне Веллс Беннет установил новый мировой рекорд безостановочной езды на серийном мотоцикле, преодолев 1562,54 мили за 24 часа со средней скоростью 104,49 км/ч. Этот рекорд продержался до 1937 года.

1923 Ace Four Cylinder Sporting Solo
1923 Ace Four Cylinder Sporting Solo

11 декабря 1922 года Вильям Хендерсон в процессе обкатки одного из первых серийных Ace Four Sporting Solo в Филадельфии попал в страшную аварию, столкнувшись с автомобилем. Он был доставлен в больницу, но спасти его жизнь не удалось. Так в возрасте 39 лет погиб основатель компании Henderson. После его смерти Артур О. Лемон перешёл в осиротевшую компанию Ace на должность главного инженера.

1924 Гоночный Henderson, взявший планку 127 миль в час
1924 Гоночный Henderson, взявший планку 127 миль в час

20 октября 1924 года на DeLuxe с передним обтекателем был установлен мировой рекорд: Фред Лудло развил скорость 127,1 миль в час.

1925 Шестицилиндровый Henderson Super Six 1958 см3
1925 Шестицилиндровый Henderson Super Six 1958 см3

В 1925 году в раму мотоцикла были внесены изменения, позволившие поместить центр тяжести мотоцикла ещё ниже. Более короткий и широкий бензобак увеличился до четырёх галлонов в объёме (15 литров), алюминиевые поршни с одним маслосъёмным и двумя компрессионными кольцами стали устанавливаться серийно, а колёса стали обувать в шины шириной аж 3,85”. В этом же году попробовали добавить ещё два цилиндра к двигателю и установить полученный результат в удлинённую раму. Получившийся шестицилиндровый рядный Henderson Six в серию не пошёл.

1925 Шестицилиндровый Henderson Super Six 1958 см3
1925 Шестицилиндровый Henderson Super Six 1958 см3

Двигатель «ДеЛюкса» 1927 года получил новую головку цилиндров и стал развивать 35 л. с., что потребовало добавления двух дисков в пакет сцепления и усиления пружин. Приборная панель на баке состояла из спидометра, амперметра и датчика давления масла. Были и стилистические изменения формы крыльев, звуковых и световых приборов.

1927 Henderson DeLuxe
1927 Henderson DeLuxe

В январе 1927 года Indian Motorcycle Company купила Ace Motor Corporation вместе с главным конструктором Артуром Лемоном. За время работы на Ace следует отметить две его работы: XP3 и XP4 – мотоциклы, которые развивали 129 миль в час. Ace Four переименовали сначала в Indian Ace, а с 1928 года он получил название Indian Four. C многочисленными изменениями он выпускался вплоть до 1942 года.

Indian Four из коллекции "Мотомира Вячеслава Шеянова"
Indian Four из коллекции "Мотомира Вячеслава Шеянова"

Последним годом производства DeLuxe стал 1928, у мотора была увеличена степень сжатия, упрочнены направляющие клапанов, на мотоцикл устанавливали новую переднюю вилку. Для того чтобы развиваться дальше, нужен был новый главный конструктор, и Швинном был рекрутирован известный инженер Артур Конни Константин, работавший ранее на Harley-Davidson.

1928 Henderson K-Deluxe
1928 Henderson K-Deluxe

Он подошёл к освежению модельного ряда радикально. Началось всё с нового двигателя для K, у которого впускные клапана приводились от верхнего распредвала, а выпускные – от нижнего. Это позволило увеличить мощность мотора, сохраняя его компактность. Так удалось мощность довести до 40 л. с. при 4000 об/мин. Бак стал ещё короче, сиденье сместилось вперёд, был установлен спортивный низкий руль. Появившиеся как опции боковые кофры имели аэродинамическую форму – это стало первым результатом увлечения Конни обтекаемыми формами. В 1929 г. был представлен Henderson KJ Streamline.

Henderson KJ из коллекции "Мотомира Вячеслава Шеянова"
Henderson KJ из коллекции "Мотомира Вячеслава Шеянова"

В «Чёрный вторник» 29 октября 1929 года фондовый рынок США обрушился, началась Великая депрессия. Тем не менее, продажи Henderson оставались на высоком уровне, и спада производства не было – помогали государственные заказы и ориентирование своей продукции в сегмент Luxury, который не так подвержен колебаниям спроса в зависимости от изменения макроэкономических показателей.

Henderson KJ из коллекции "Мотомира Вячеслава Шеянова"
Henderson KJ из коллекции "Мотомира Вячеслава Шеянова"

Одиночная модель KL Special 1930 года оснащалась ещё более форсированным двигателем, развивавшим 45 л. с. при 4500 об/мин, карбюратором с диаметром диффузора 32 мм, гоночными поршнями с двумя кольцами, спортивной передней вилкой и ещё более широкими шинами 4,25”.

Henderson KJ из коллекции "Мотомира Вячеслава Шеянова"
Henderson KJ из коллекции "Мотомира Вячеслава Шеянова"

При этом эластичность четырёхцилиндрового мотора позволяла плавно и быстро ускориться с 8 до 110 миль в час на высшей передаче. Именно эта модель поставлялась в департамент дорожной полиции США.

Отряд полиции на 4-цилиндровых Эксельсиор-Хендерсон. В то время «четверка» была самым быстрым мотоциклом в США.
Отряд полиции на 4-цилиндровых Эксельсиор-Хендерсон. В то время «четверка» была самым быстрым мотоциклом в США.

Летом 1931 года Игнац Швинн позвал глав департаментов Henderson и Excelsior и сказал им: «Джентльмены, сегодня мы прекращаем работу». Он полагал, что депрессия будет длиться как минимум ещё восемь лет, и не готов был рисковать, решив сконцентрироваться на более дешёвом и востребованном товаре – велосипедах. Последний мотоцикл покинул ворота фабрики в сентябре 1931 года.

Henderson KJ из коллекции "Мотомира Вячеслава Шеянова"
Henderson KJ из коллекции "Мотомира Вячеслава Шеянова"

В 1993 году была предпринята попытка возродить марку. Дэн Хэнлон купил права и основал в Минессоте Excelsior-Henderson Motorcycle Company. С 1998 по 2000 годы было построено порядка 2000 штук Henderson Super-X с моторами V-твин, не имевшими ничего общего с легендарными четырёхцилиндровыми мотоциклами. Продажи шли вяло, компания разорилась и ушла с рынка.

Henderson KJ из коллекции "Мотомира Вячеслава Шеянова"
Henderson KJ из коллекции "Мотомира Вячеслава Шеянова"

По материалам The Vintagent и Мото Эксперт.