Людмила Федоровна много лет обучала детей математике, получила звание «заслуженный учитель». Когда подступили старость, болезни и одиночество, решила: пора в дом престарелых, желательно частный – там условия лучше.
Выбрала один из пансионатов для пожилых сети «Долголетие», села считать: пенсия у нее 21 тысяча в месяц, а проживание в пансионате с уходом и лечением стоит 39 тысяч. Без дополнительных услуг никак – Людмила Федоровна едва ходит, не может самостоятельно есть. Вот задачка для учителя математики: где взять 18 тысяч в месяц на достойную старость?
Благотворительный фонд «Долголетие», патронирующий одноименную сеть пансионатов, обещал помочь; но собрать средства на содержание престарелой дамы оказалось делом непростым. Понятно почему - не ребенок же малый…
Про детей
На лечение больных ребятишек у нас жертвуют охотно. Причем чем младше и симпатичнее крошка, тем больше у него шансов разжалобить даже самые черствые сердца; что уж говорить о гражданах, сердобольных от природы. Отдавая деньги на помощь малышу, человек чувствует себя спасителем – пусть и с маленькой буквы - а такое чувство дарит массу положительных эмоций.
Про церковь
Кстати, вслед за детьми в списке адресатов благотворительной помощи идут религиозные организации. Тут срабатывает эффект доверия: священник, мол, не положит пожертвования себе в карман. Напротив, среди благотворительных фондов встречаются фальшивые, а это неизбежно подрывает и авторитет подлинных.
Про животных
Довольно легко люди расстаются с деньгами, когда речь идет о содержании или лечении кошек и собак. Котики – всеобщие любимцы; одно-два душераздирающих фото страдающего пушистика становятся мощным стимулом к благородному поступку.
Про дедушек и бабушек
За котами и кошками следуют старики. Психологи говорят: теми, кто им помогает, в первую очередь руководит боязнь своей будущей немощи, они как бы покупают у высших сил страховку собственной старости. Впрочем, не исключается и обыкновенное человеческое сострадание – самое дорогое из всех чувств.
Однако в целом, глядя на стариков, мы не испытываем приступов щедрости. Подсознательно каждый из нас хочет вкладывать средства в гарантированный результат: выздоровевший ребенок – и наша победа тоже; а где гарантия, что излечится дедушка или бабушка, тем более когда они вообще неизлечимы? Получается, деньги на ветер.
Почему им тоже надо помогать
Ситуации бывают разными: благотворительные фонды собирают пожертвования на покупку медикаментов, инвалидных колясок, функциональных кроватей, на доплату за проживание в пансионате… Старикам эта поддержка, возможно, продлит жизнь, улучшит ее качество. Радоваться свету белому до последнего дня – это ли не подарок, которого достойны люди на склоне лет? И который нам с вами сделать им вполне по силам. А через много-много лет кто-нибудь, возможно, преподнесет такой же подарок нам самим.
Несколько лет назад британский фонд CAF (Charities Aid Foundation) составил так называемый мировой рейтинг милосердия: участвовали 135 стран; Россия заняла 123 место. И это несмотря на то, что по статистике каждый второй взрослый житель страны жертвует деньги отдельным людям или организациям. Возможно, на низкий рейтинг повлияло именно отношение к старикам. Большинство из нас гонит прочь мысли о старости, поэтому мало интересуется проблемами пожилых. А те живут и страдают рядом, ждут помощи.
… Людмила Федоровна сейчас в больнице. Ей, привыкшей к активной жизни, такое существование в тягость. Пансионат для пожилых – другое дело: там занятия по интересам, более широкий круг общения, программы реабилитации; туда приезжают с концертами волонтеры. Но пока заслуженному учителю по карману только койка в больничной палате.
Автор – Марина Туманова
Фото - Александр Зенин