Жанры видеоигр настолько стали разными за несколько десятков лет, что вся эта вакханалия напоминает трек, про то как "все переплетено". Нет, серьезно. Вы никогда не ловили себя на мысли, что вы принимаете игру такой, как она расписана в аннотации? RPG так RPG, Immersive Sim так Immersive Sim... Симулятор? Окей, пускай симулятор. И плевать, что он не настоящий. Запутаться в обилии ярлыков очень просто и мы просто забиваем на собственные ощущения, что это не тот жанр и просто играем. Почему так происходит?
В первую очередь, тяжело более старшему поколению. Не было никаких лутер-шутеров, MOBA, симуляторов хлебушка и т.д. Даже жанра "аркада" по сути, не существовало, этот термин принадлежал автоматам. Но откройте любой старенький игрожур и поймете, что термин "аркада" в жанрах там упоминается очень часто. Существовал жанр 3D-action, и плевать, что большинство из представителей этого жанра были ни разу не 3D. Были RPG, RTS, квесты, платформеры, action-adventure... Прогресс не стоял на месте, и вскоре разработчики начали добавлять все новые элементы в играх, которые придали бы им уникальность. Появился открытый мир, прокачка перков в самых разнообразных игрушках, даже где их не ждали, QTE, диалоговые колеса, попытки приближения к реализму... Сейчас любая игра, которая выходит на современный рынок предлагает кучу разных элементов. Проще говоря, сейчас видеоигры переживают гибридную эволюцию. И она все еще продолжается. Почему так происходит? Люди постоянно хотят что-то новое не только в играх, но и в музыке, моде, да даже в еде. Но так как все уже существует в том или ином контексте, создатели начинают миксовать содержимое между собой. В итоге, вроде выходит что-то новое, но на самом деле все это мы уже когда-то видели. Но теперь это под новым соусом в лучшем случае, или со вкусом дерьма земли в худшем.
Возникает второй нюанс: навешивание ярлыков, для упрощенного понимания потребителя, хотя тем самым не являясь. Что мы представляем в RPG? Отыгрыш роли за одного из персонажей, прокачка талантов, задания, уровни... Можно ли в таком случае, считать всеми любимого "Ведьмака" RPG? Вряд ли. Элементы есть, но это нельзя назвать полноценной ролевой игрой. Ведь мы не отыгрываем роль, а просто идем одним персонажем по сюжету, как в стандартной приключенческой игре. Да, мы можем снабдить Геральта определенными навыками, да мы можем играть роль "плохиша", но мы в него не вживаемся. Есть Геральт, а есть игрок. Все отдельно, понимаете? Но достаточно залезть даже в "Википедию" и мы видим, что это action-adventure/RPG. А потом залезаем в топ RPG в популярном издании и видим "Ведьмака" среди Fallout 2 и Baldur's Gate.
Плюс, ассоциации с определенным видом жанра у каждого свои. Что вы представляете при жанре MOBA? Я, например, кучу крипов, штурм и уничтожение вражеских башен и стремление обрести на карте полное превосходство. Примерно такие же ассоциации у меня возникли с Minion Masters, которая представляет собой гибрид карточной игры и режима "стенка на стенку". Казалось бы, вообще ничего общего, но глядя как кучи миньонов захватывают мосты, колошматят постамент противника, так и напрашивается мысли о MOBA. А как вам шутер с элементами MOBA? Та же Paladins во многом повторяет механику жанра, чего стоит закупка способностей, уход от противника, дабы восстановить здоровье и бан героев перед рейтинговым матчем. Или вот взять симуляторы. Разве можно всех их ставить под одну гребенку? Играя в FIFA вы не научитесь играть в футбол, но навыки, приобретенные в Microsoft Flight Simulator вполне могут поспособствовать тому, что самолет вы заведете, и возможно, даже взлетите, правда, разобъетесь где-нибудь, но теория подтвердится.
Впрочем, существует огромное количество классификаций игр. Да, они существуют сейчас, но далеко не идеальны. Где-то жанры забывают, где-то все слишком упрощено... . Куда, например, отнести ZPG?
На схеме ниже можно рассмотреть классификацию уже существующих игр, наверняка она не будет просматриваться, поэтому в описании к картинке дана ссылка на оригинал. Но к чему причислять "индюшатину", которой с каждым годом становится больше, при этом каждый разработчик пытается сделать очередной "никаквсешный" проект, который медиа просто клеймит как "инди" и успокаивается.
А вот еще одна схема. Наглядно она выполнена очень достойно, но опять же, некоторые жанры здесь также упущены. Те же хорроры. Не во всех есть прямые элементы экшена. Существуют просто бродилки со скримерами. Но при этом и приключением их назвать нельзя.
Примеры можно приводить очень долго и с каждым годом путаться все больше, так как нас будет ждать еще больше гибридов. Не забываем про игры типа "Мора", которые не имеют жанра в принципе. Что делать в такой ситуации? Найти новый подход к классификации игр. Если игры эволюционируют с каждым годом, почему их нельзя представить в древе? Как в свое время сделал Дарвин? Проблема в том, что в игровых жанрах нет высшей ступени развития, как на плакате, который висел в кабинете биологии. Но если заложить в корнях основы, они логично превратятся в крону ведущих жанров и пустят ветви, которые будут расширяться на гибриды. Ничто не помешает при развитии гейм-дизайна дорисовать ту или иную ветку. Но это так, размышления.
Хотелось спросить уважаемых читателей: как часто вы путаетесь в жанрах? Появлялся ли когнитивный диссонанс от ярлыка, который лепили на игру медиа, и собственными впечатлениями? Нужно ли как-то классифицировать игры или просто плюнуть на это?
Все сказанное выше, является точкой зрения автора и на истину не претендует. Спасибо за то, что дочитали до конца. Ознакомиться с правилами написания комментариев можно здесь.
Обратная связь: VK группа (плейлисты, арты, болталка и просто место для фидбека)|Twitch | канал на YouTube.