Как я уже рассказывала, 17 лет у нас был домик в деревне, который мы очень любили, несмотря на все неудобства. Летние каникулы и отпуска мы проводили на даче. Мама с удовольствием занималась огородом, а папа с таким же удовольствием потом хвастался закатанными огурцами или особенно крупными тыквами. Но речка, которая протекала совсем рядом с огородом, стала подмывать берег. Сначала смыло дорогу вдоль нашего участка, потом упал забор, затем стал отваливаться наш огород.
С каждой крупинкой, с каждым упавшим комочком земли мы мечтали о новом месте, чтобы построить дом и вырастить сад и не бояться, что все исчезнет. К тому же подрастали наши кедрики и елочка, которые нужно было куда-то посадить. Хотелось такой дом, чтобы можно было приезжать туда зимой и не бояться замерзнуть, а в перспективе и жить на своей земле.
Старый домик из бревен стал совсем рассыпаться. Мама своими силами пыталась как-то его подлатать, обшивала мебельными щитами пол и стены. А папа сделал новую крышу в сенях, которая стала протекать в первое же лето. Баня уже давно пришла в негодность, скважина заилилась, а помощи ждать было не от кого.
А еще были случаи воровства. Дело в том, что в деревне, где у нас дача, находится Психоневрологический диспансер (Дурдом по-простому). Там есть пациенты, которых свободно отпускают. Многие дачники нанимают их на земельные работы. Участок наш крайний, и с тех пор, как дорога осыпалась, люди часто проходят через него. И когда дачники уезжают и людей становится мало, довольно легко незаметно проникнуть в огород.
В один не очень прекрасный день к нам залезли через окно. Просто отковыряли замазку и вытащили старенькие ссохшиеся рамы. Унесли тушенку, и какую-то еду. Старый радиоприемник, сломанный проигрыватель для пластинок. Было понятно, что орудовал либо ребенок, либо дурак. Потому что более ценные вещи не взяли. Папа поставил решетки на окна. Осенью взломали уже дверь в сени. Уносили какие-то инструменты, старые насосы, переноски. В основном, как нам кажется, искали еду. Из дорогого унесли электрический лобзик, который мама забыла убрать. Поскольку дом и двери старые, да и из папы такой себе плотник, все его засовы вновь были вскрыты. Однажды нам позвонил местный житель и сообщил, что дверь настежь открыта, а была уже зима. Сами понимаете, с каким настроением мы ехали на эту дачу в следующем году. Жить в доме, спать на кровати, где в любой момент может побывать какой-то местный псих и похозяйничать.
А, как я уже написала, из-за того, что наш участок стал крайним, местные жители по старой памяти продолжали ходить по краю берега, прямо через наш забор. Некоторые заходили в калитку, могли даже разрешения не спросить, если кто-то из нас был в огороде. Ограждения не помогали. Да и это было бесполезно. У соседки напротив сложилась такая же ситуация, и когда она в очередной раз вкопала новый забор ей пригрозили сжечь дом. Не дача, а проходной двор.
За это время мы очень привыкли к этому кусочку земли. Столько было вложено сил, посажены деревья и кустарники, сделан газон. А сколько урожая было выращено, который был хорошим подспорьем для нашей семьи все эти годы. Мы даже пытались укреплять берег, сажая ивы. Но весной вместе с большой водой их просто срезало льдом.
Хоть и с грустью, но было решено искать новую землю. И главным условием было отсутствие реки.
Все фотографии в статье сделаны мной.
Спасибо, что дочитали до конца!
Если вам понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.