Найти в Дзене
PROG ISLAND

Prog Island: The Art Of 'Demons & Wizards'

URIAH HEEP

“Demons And Wizards”

Аннотация к “Demons And Wizards – The Art Of Album”

(2018, Sanctuary Records Group Ltd., a BMG company)

Добро пожаловать в очень длинную очередь поклонников рока - более трех миллионов человек – которые, купив свою копию четвертого альбома URIAH HEEP "Demons And Wizards", стояли несколько минут в благоговейном молчании, глядя на обложку. Независимо от того, взяли ли вы альбом в первый раз в руки в день его выпуска 19 мая 1972 года, либо все эти годы спустя в 2018 году или в какой-то момент между ними, вы, без сомнения, потратили некоторое время, пытаясь выяснить его секреты. К счастью, вы пришли в нужное место если вы ищете ответы.

Мик Бокс, гитарист URIAH HEEP и теперь единственный из оставшихся основателей группы, говорит о обложке "Demons And Wizards": "Это действительно замечательно. Художник Роджер Дин создал настоящее произведение искусства, полностью воплотил образ, который запечатлел все, что мы пытались сказать, как музыкально, так и лирически, в то время. Оглядываясь назад, для меня очевидно, что это был первый раз в карьере группы, когда музыка и обложка были настолько едины, и, исходя из этого, это был первый раз, когда нашей аудитории был представлен весь «набор»".

Спросите Кена Хенсли, автора песен и органиста HEEP с 1970 по 1980 год, автора многих песен на "Demons", а теперь плодовитого сольного исполнителя, что он думает об этом произведении спустя все эти годы, и он ответит: "Я думаю, что обложка "Demons And Wizards" была лучшим изображением, которое когда-либо было, без тени сомнения. Это так хорошо связано с музыкой. Роджер проделал фантастическую работу с этой иллюстрацией, и по сей день я вижу людей по всему миру с татуировками на различных частях их тел. Это свидетельствует о том, какое влияние оказало произведение искусства!"

Сам Роджер Дин, который продолжает создавать потрясающие произведения искусства, а также работать в различных творческих и научных областях, помещает обложку LP в совершенно другую эпоху, чем та, в которой мы живем сегодня. "Это была эпоха оптимизма и исследований, и вообще захватывающее время, хотя многое из этого люди считали ерундой", - размышляет он. У "Demons And Wizards" магическая обложка, и хотя тогда люди не обязательно верили в магию, они верили в возможности, и это было самым захватывающим в то время для меня."

Время

Во многом URIAH HEEP и дух времени 1972 года дополняли друг друга. В зависимости от того, когда вы родились, вы можете думать о 72-м как о далеком периоде времени, где все как-бы в оттенках сепии; как о золотой эре длинного лета; или, возможно, и наиболее уместно для наших целей, как о времени возможностей, когда общество, казалось, было на грани массовых изменений. Ведь американцы высадились на Луне всего три года назад. Что может произойти дальше?

Дин, человек, чьи интересы охватывают гораздо больше, чем "просто" искусство, говорит нам: "Я был полностью очарован эпохой, когда вышел этот альбом. Тогда я буквально хотел спроектировать будущее. Это казалось очень классной работой, потому что новая эпоха волновала меня бесконечно. С технологической и научной точек зрения будущее стучалось в дверь. Люди только что гуляли по Луне и все думали, что прямо перед нами открывается фантастическая дверь для космических путешествий! Конечно, это было не просто пространство, перед нами открывались другие технологии. Помню, еще студентом я ездил в Бристоль смотреть, как строится "Конкорд". Будущее было на нашем пороге, и оно кричало нам, чтобы мы вошли."

"С другой стороны, - размышляет он, - могло наступить и совсем другое будущее; Эпоха Водолея стучалась в дверь. Это не технологическое будущее, а основанное на мире и любви, которые становятся все более и более значимыми. Два будущего существовали параллельно, и я думал, что они разные, но никоим образом не противоречат друг другу."

Есть ли лучшее объяснение контекста, в котором сформировался прогрессивный рок таким, каким мы его еще не слышали. Времена, когда все менялось в начале семидесятых, когда группы стали выступать на огромных стадионах, расширяя свое звучание от психоделических корней, которые они усвоили в предыдущем десятилетии. URIAH HEEP был одними из самых выдающихся участников движения, наряду с YES, GENESIS, PINK FLOYD, JETHRO TULL и ELP, создав себе репутацию тремя знаковыми альбомами "...very 'Eavy, very 'Umble" (1970), "Salisbury" (1971) and "Look At Yourself" (1971).

Что у всех прог-групп было общим, так это неортодоксальное мировоззрение и способность выразить это музыкально, и учитывая, что соответствующие звукозаписывающие компании имели необходимый бюджет, а также необходимое терпение, чтобы позволить музыкантам сочинять без вмешательства извне. Все эти факторы позволили музыке на соответствующих альбомах состоятся, на что также повлияли и яркие произведения искусства, которые их украшали. Помимо своих художественных достоинств, обложка потенциально убойного LP может дополнительно соблазнить покупателей и подтолкнуть к покупке, что делает еще более важным необходимость найти подходящего художника для работы.

Все это подводит нас как раз к Роджеру Дину, человеку, чье видение вело его по редко протоптанным тропам, и в конечном счете привело к альбому, который вы держите в руках. Когда его попросили вспомнить, как так получилось, что его художественная мышление так удачно дополняло философию URIAH HEEP, он сказал: "Дизайн этот всегда был у меня на уме, начиная с того времени, когда я жил в Гонконге ребенком. Мы были там с 57 по 59 год, когда мне было 12-14 лет. Для всех людей это очень восприимчивое время в их жизни, и для меня оно было особенно запоминающимся, потому что это было время, когда я открыл для себя рок-н-ролл благодаря радио американской армии, которое было повсюду в Гонконге. Мое представление о том, что происходит в Англии, было заимствовано из ежегодника Руперта Бира и комикса Дэна Дэра "Орел", известного как "Пилот будущего". Это навело меня на мысль, что я действительно хочу проектировать будущее. Это было именно то, что я хотел делать."

Роджер продолжает: "Когда я поступил в художественный колледж в Кентербери, я обнаружил, что образ будущего, которому нас учили в студенческие годы, был удивительно скучным. Очевидно, мы все собирались жить в коробках, которые были полностью обезболивающими и стерильными, и что еще хуже, лишенными чего-либо духовного. Я действительно отказался от этой идеи, и позже, в Королевском колледже искусств, где я изучал дизайн мебели, я создал то, что было известно как "стул морского ежа". Он имел форму морского ежа, но если сесть на него, он разваливался и давал необходимую поясничную поддержку. Когда ты вставал, он снова обретал прежнюю форму."

Любой, кто знаком с темами природы, которые наполняют обложки альбомов Дина для URIAH HEEP, поймет, как это развитие привело художника в область рок-музыки. "Я получил много рекламы от стула, - добавляет Дин, - потому что он был выставлен в Центре дизайна в Лондоне. Два производителя хотели производить их, а второй из них также занимался уличными стульями для отдыха на природе, которые я также разрабатывал в то время. Они хотели, чтобы я упростил свой дизайн, чтобы они могли использовать его в джаз-клубе Ронни Скотта в Лондоне, что я и сделал. Затем Ронни попросил меня сделать обложку альбома для группы под названием "THE GUN", а затем и для нескольких джазовых альбомов - вот так я и попал в музыкальный бизнес."

Игроки

Когда Дин приступил к созданию своего портфолио, URIAH HEEP и сами были на подъеме. Оглядываясь назад, Мик Бокс вспоминает этот момент в карьере группы как тот, в котором их художественные варианты казались бесконечными. "Начало семидесятых было абсолютно золотой эрой для нашей группы, и для других групп в нашем жанре тоже. Самое важное в нашей музыке было то, что она была очень реальной, поэтому она была связана со столькими людьми. Ты пошел в студию и записался как группа, и ты чертовски хорошо звучал именно как группа, ансамбль! В наши дни люди собирают альбомы по частям, с одним парнем в одной стране и другим в другой. Вы не чувствуете эту группу - и поэтому сердце и душа выходят из нее. Но с нами такого не было, и никогда не будет."

"HEEP" всегда мог похвастаться звездными музыкантами в своих рядах, как и следовало ожидать от часто сложной, жесткой музыки, которую они сочиняют. Незадолго до записи "Demons And Wizards" группа подверглась перетасовке, в которой к Боксу, Хенсли и певцу Дэвиду Байрону присоединились новый барабанщик Ли Керслейк и новый басист Гэри Тейн. Этот устрашающе совершенный квинтет соединился с легкостью, когда они собрались в лондонской студии Lansdowne, чтобы записать новый альбом в марте 72-го. Покойный Джерри Брон, глава своего лейбла Bronze, c которым были подписаны HEEP, взял на себя роль продюсера.

Хенсли однажды заметил, что на этом этапе карьеры URIAH HEEP группа была "самой сплоченной, музыкально сосредоточенной, такими мы тогда были, сильнее чем когда-либо. Взаимосвязь между нами была великолепной. Не было никаких препятствий, никакого эгоизма, никаких споров о гонорарах или кредитах - мы просто не думали об этом. Альбом "Demons And Wizards" собрал все сильные стороны группы и объединил их в одну пластинку - и по этой причине он стоит особняком как высшее достижение URIAH HEEP. Это наша музыкальная вершина."

Хотя группа неслась на всех цилиндрах, им приходилось тяжко вкалывать, проведя много месяцев в дороге. Хенсли, как основной автор песен, особенно ощущал усталость, он говорит: "До "Демонов" мы познали успех наших выступлений на глобальном уровне, а также с точки зрения продаж записей, поэтому многие люди стали больше интересоваться группой, чем раньше. По этой причине звукозаписывающая компания стремилась выпускать один альбом за другим - что объясняет, почему между "Look At Yourself" и "Demons And Wizards" всего 10 месяцев!

"В то время я не считал это необходимым, потому что если выпустить альбом и так быстро продолжить его другим, то люди вряд ли успеют как следует насладиться первым. Как только ты съезжаешь с концертной дороги, тебе приходится, сцепив зубы, пускаться в другой тур, чтобы продолжать гонку и это вынуждало меня писать песню за песней."

Ремесло

Давление, казалось, не причинило Хенсли никакого вреда, поскольку он сочинил действительно классический набор песен для нового альбома. Остальная часть группы тоже была в блестящей форме, давая выступления, которые соответствовали любому из их современников в хард-роке и прог-роке и всем канонам жанров. Благодаря всему этому есть веские причины, по которым мы обсуждаем этот альбом столько лет спустя.

Одним из них является тематический подход. Взгляните на обложку: волшебник, колдун или чернокнижник, одетый в то, что похоже на крылья бабочки, пробирается вдаль, находясь как бы между скалами и пространством. Этот фантастический стиль идеально соответствовал лирическим темам Хенсли; в отличие от предыдущих альбомов HEEP, органист нырнул с головой в потустороннюю вселенную, которая идеально связана с подъемом альтернативной философии.

Представьте, если бы Вы были длинноволосым рок-музыкантом в начале семидесятых, ваши ежедневные темы разговоров вращались бы вокруг целого ряда эзотерических тем, от силы медитации и психоактивных наркотиков, через альтернативные религии и свержение общества, до скрытых посланий Властелина колец и далеко-далеко за их пределами. Так или иначе, "Demons And Wizards" прекрасно обслуживал пытливые умы населявшими этот рассказ темами.

“Терпеть не могу научную фантастику, но обожаю фэнтези,” - хихикает Мик Бокс. "Я никогда не читал Толкина или что-то из этого, но на "Демонах" тексты Кена были очень фэнтезийными, и они, казалось, захватили воображение каждого на долгое время. До этого много рок-музыки было в духе "moon in June" и "lovey - dovey", а мы вышли с этой альтернативной магией, которая действительно произвела взрыв. Я знаю, что эти слова вдохновили множество других групп последовать за нами, и когда мы привлекли Роджера, мы поняли, что у нас есть нечто особенное."

Мик Бокс недооценивает эпический характер альбома. С первых нот вы знаете, что отправляетесь в звуковое путешествие, как и многие другие. ‘The Wizard’ - идеальная вступительная песня с звучным акустическим интро Бокса, интонированными возгласами Байрона и великолепно демонстрирующая новую ритм-секцию. Многоголосые вокальные наложения бэк-вокала напоминают нам, что это команда, пишущая и исполняющая песни, как никто другой; послушайте просто тонкий эхо-эффект Байрона, примененный к некоторым вокальным линиям.

‘Traveller In Time’ идет следующей, основанная на риффах в лучших традициях хэдбенгерства семидесятых годов, которые основательно подкреплены экстравагантными басовыми партиями Тэйна. Отличное представление нового басиста широкой аудитории... и потом сразу следует - ‘Easy Livin’, самая известная песня "Demons And Wizards". Этот мировой хит стал единственным синглом HEEP в Америке, войдя в чарты по всей Европе и Канаде. И по сей день она остается одной из фирменных песен группы.

На вопрос об этой быстро развивающейся, адреналиновой песне Хенсли объясняет: " ‘Easy Livin’ была вдохновлена людьми, предполагающими, что у нас была легкая жизнь. Я написал эту песню за 15 минут на заднем сиденье такси, в результате наблюдения, что люди думали, что у нас все так просто. Они думали, что мы просто пришли на концерт, собрали миллион долларов и пошли домой. В то время мы только что закончили три дня подряд записываться в студии, пытаясь уложиться в один из отвратительных сроков Джерри, поэтому слова "легкая жизнь" застряли у меня в голове. Приехав домой, я поставил чайник, сел за пианино, и песня была готова, вот так!"

Относительно простая природа ‘Easy Livin’ сделала ее совершенным контрастом более сложным произведениям, таким как ‘Poet’s Justice’, песне, написанной Боксом, Хенсли и Керслейком, которая может похвастаться хоровым вступлением и кучей композиционных трюков. Если вам нужен мощный барабан, он здесь, но он также и «раскачивает» песню с определенной долей фанка. Бoкс играет соло с красивыми гармониями, Хенсли выдает каскад органных нот, и есть очень стойкое ощущение, что это группа огромных талантов, все из которых хотят максимально продемонстрировать свои способности. Это признак высокого мастерства аранжировки, - песня никогда не становится слишком затянутой, несмотря на ее многочисленные элементы.

На самом деле, искусство построения динамики в песне всегда было центральным для музыки URIAH HEEP. Возьмите ‘Circle Of Hands’. Это еще один роковый номер, и фанаты любили его по этой причине, но здесь больше глубины, чем просто объем и энергия. Органное вступление Хенсли на любимом «Хаммонде» задает настроение для мягкой вокальной части Байрона, прежде чем начнется ожидаемая дуэль гитары и клавишных. Тейн выдает одну из своих самых громоподобных басовых частей, а барабаны Керслейка варьируются в соответствии с настроением каждой части песни. Это материал, не обязательно звучащий таким образом часто - ключ к запоминающейся музыке.

Вторая сторона пластинки начинается с "Rainbow Demon", на первый взгляд простой композицией, основанной на одно-аккордном взаимодействии. Послушайте, как бас и орган играют друг с другом, для максимального эффекта практически в стиле doom, под конец переходя в "All My Life", со сменой настроения. Здесь Бокс играет в стиле кантри-рока, извлекая сладкий гитарный рифф, который подкрепляет поистине феноменальную вокальную линию Байрона; его переклики ближе к концу песни напоминают крики летучей мыши.

Альбом заканчивается с "Paradise", в которой акустические текстуры и расслабленный звук резко контрастируют со скачущим темпом, после чего композиция перетекает в "The Spell". Это кульминация альбома со сменой размеров и своей драматургией просто кричит о выдающейся песне, - семиминутный набор огромных композиционных амбиций, включающий фортепиано, слайд-гитару, изменение темпа и итоговое крещендо, напоминающее окончание опер. Так должны заканчиваться все великие альбомы - и, честно говоря, если это звук группы, истощенной после месяца тяжелой работы, то больше групп должны работать так же тяжело.

Пока записывались треки, Роджер Дин работал над обложкой. Как он вспоминает, " Когда я сделал свою первую обложку альбома для Ронни Скотта для "THE GUN", он был выпущен на CBS, чьим агентом был Дэвид Хоуэллс. Он познакомил меня с" ОСИБИСОЙ", группой, которая тоже была на МСА и которой руководил Джерри Брон, поэтому идея предложить мне поработать над обложкой и для "Demons And Wizards" пришла либо от Джерри, либо от Дэвида.

Роджеру Дину к началу работы с HEEP было 27 лет (в начале 1972 года), и он уже имел в своем портфолио 23 обложки LP с момента завершения колледжа искусств - довольно высокий уровень работы, учитывая, что они были завершены менее чем за четыре года. Его первым известным произведением для LP был одноименный дебютный альбом 1971 года от "OSIBISA". Эта обложка, на которой изображен летающий слон в огненном пейзаже; если кто-то из поклонников “Demons” вдруг не видел, найдите и посмотрите, поверьте, это стоит увидеть.

"То, что я хотел сделать для" ОСИБИСА", по сути, было создано по африканской мифологии", - вспоминает Дин в интервью специально для этого нового переиздания "Демонов", которое может похвастаться новым кавер-артом, созданным в его честь. "Это было в то время, когда" Властелин колец " становился действительно популярным среди хиппи, и все такое. Я подумал, что было бы неплохо иметь африканскую сказку, так что это то, что я искал. Это должно быть что-то, что в действительности неосуществимо, но что имеет как можно больше правдоподобия.

Он продолжает: "Я хотел, чтобы это было что-то, что имело символ власти, но в то же время было сказочным. Это был вызов: найти животное, которое не было драконом, но было чем-то африканским, что имело такое же значение, как дракон."

"Osibisa" и "Demons And Wizards" объединяют определенные мистические взгляды и философию Дина, как и два альбома YES - "Fragile" (1971) и "Close To The Edge" (1972), которые сделали его стиль знаковым. "Осибиса сделала меня известным, но YES сделали меня всемирно известным",-вспоминает художник. "Я помню, как шел по Оксфорд-стрит, и в одном из магазинов пластинок вся витрина была полна заполнена альбомами YES с моими обложками, которые было замечательно видеть."

Приступая к работе над обложкой к "Demon And Wizard" в начале 1972 года Дин понял, что хочет войти в мир фантазий другим путем, чем тот, которым он так часто пользовался. "Я хотел создать образ, который мог бы передать магию, не используя архетипические магические символы, остроконечные шляпы и так далее", - говорит он. "Я хотел, чтобы это было место, которое не могло существовать, но все же существовало, поэтому я придумал пейзаж с водопадом в космосе."

Его подход был направлен непосредственно на восприятие зрителя, а также на взаимосвязь с темами песен. “Идея, - объясняет он, - состоит в том, чтобы спровоцировать ход мысли: пейзажи, как правило, наводят на мысли, они хотят, чтобы я работал над этим, размышлял, думал о том, как я могу построить лучший мир – и я знаю, так высокомерно думать, но это то, что я думаю, - я часто думаю в терминах архитектуры, представляю различные здания, которые могли бы вписаться в конкретный ландшафт", - объясняет он. "У меня есть надежда, что когда-нибудь я построю настоящие здания, поэтому картины должны вдохновлять людей больше думать о пейзаже и о том, как это могло бы быть на самом деле."

"Там была дополнительная задача, конечно, которая заключалась в том, чтобы сделать изображение значительно более волшебным. Я хотел, чтобы казалось, что персонаж на картинке удерживает реальность. На обложке " Demons And Wizards " нет демонов, но есть волшебник, если вы хотите его так назвать, стоящий в космосе, удерживающий вместе немного ландшафта в этом огромном пространстве. Там есть повествование, а также вся символика."

На вопрос о символах обложки - что само по себе является интересным вопросом, потому что оригинальный LP содержал сентенцию от Хенсли о том, что это была просто подборка песен, а не концептуальный альбом - и Дин раскрывает некоторые, но совершенно справедливо не все, его секреты. – “В нем полно символизма, - подтверждает он. "Покойная Домини Гамильтон, с которой я работал в то время, была большим исследователем всего этого. Я склоняюсь не к тому, чтобы разбирать символы по буквам, как в книге, а к тому, что они есть у людей, которые хотят их видеть. Например, Домини очень интересовалась геомантией, которая является магией земли."

Он продолжает: "Она также познакомила меня с РИЛКО («Организация исследования потерянных знаний»); у них были встречи в Южном Кенсингтоне, где [известный профессор архитектуры] Кит Критчлоу говорил о соборах и так далее. Это было захватывающее окружение, если вы были художником. Вскоре после этого я встретил современника, Джона Мичелла, который написал книгу под названием "Вид на Атлантиду". Мы подружились, и позже, когда у нас было издательство, он написал текст для одной из наших книг."

Значение художественной среды Дина раскрывается, когда он говорит нам: "Как ни странно, среди всех альбомов и групп, с которыми я работал, URIAH HEEP были единственной группой, которая сама смотрела в этот мир. Работа с Кеном и Миком дала мне шанс развить эти идеи."

На вопрос о самой картине обложки он вспоминает: "Она была больше, чем многие другие, которые я делал, но не огромная; около 30 на 40 дюймов. Как правило, мои картины в настоящее время шесть футов на четыре фута, и такого размера я стал делать примерно с 1984 года. Пространственная часть изображения была выполнена эмалевыми красками, и она обладает своего рода мраморным эффектом. Там, где есть подобие Млечного Пути, это было сделано путем подачи воды на доску - и когда я распылял эмаль на нее, вода немного плавала по поверхности краски. Это придавало ему зернистый вид, и вдобавок я рисовал гуашью, которая была чем-то вроде непрозрачной акварели. Художественное произведение для новой версии 2018 имеет элементы оригинальной картины, переработанной в Photoshop, с новой картиной переднего плана в акриле для печати ограниченным тиражом. Это сложно, правда!"

Несмотря на то, что на музыкантов определенно оказывалось давление, у самого Дина было достаточно времени, чтобы правильно понять концепцию произведения – невиданная роскошь, с этим трудно не согласиться. "С "Demons And Wizards" у меня было много времени, чтобы подумать об этом заранее; на самом деле, времени было столько, сколько необходимо", - говорит он. - Единственный сбой в процессе работы над картиной произошел, когда я отдыхал на острове Сарк и упал, сломав оба запястья. Я должен был закончить картину с моими запястьями в гипсе; мой брат Мартин помог мне. Тем не менее, у меня было достаточно времени, чтобы сделать это, и сделать в удовольствие, потому что очень часто идея занимает больше времени; само исполнение занимает меньше времени, чем концепция. Обратите внимание, что, когда меня попросили сделать обложку для следующего альбома URIAH HEEP, "The Magician's Birthday", шесть месяцев спустя, звукозаписывающая компания хотела получить обложку уже на следующий день!"

Мы задаемся вопросом, - возражает ли Дин против миниатюризации своего оригинального 12-дюймового квадратного произведения LP в эпоху CD? “Нет, я не возражаю, - хихикает он, - но я возражаю против того, что прозрачные упаковки, так называемые jewel-case, часто такие безвкусные. Я был очень разочарован, когда компакт-диски впервые вышли, не потому, что они были маленькими, а потому, что коробки были потертыми и неуважительными. Дешево и сердито, правда. Одна из самых популярных обложек "YES", которую я сделал, была "Close To The Edge", и в своей мудрости звукозаписывающая компания выпускала компакт-диск без картины в течение 10 лет! Это не выказывает никакого уважения к группе, музыке, аудитории или даже самим себе. Даже когда они не возились с ним, они печатали его ужасно плохо."

Тем не менее, хорошей новостью является то, что современные технологии обычно хорошо помогают художникам и их творениям. Как отмечает Дин, "В семидесятые годы были определенные технические проблемы, которые вы не могли себе представить. Например, фотоаппараты, используемые для фотографирования произведений искусства, могли различать определенные пигменты, а другие нет, поэтому высококачественная смешанная фотография картины, состоящей, например, из гуаши, карандаша и чернил, как в случае с "Демонами", выйдет совсем по-другому, чем я выразил на картине. Технология того времени просто по-разному видела различные носители; к счастью, хорошее сканирование в наши дни очень сильно отличается от того, как это было тогда."

Пока мы сравниваем одну эру с другой, сливались ли когда - нибудь два параллельных будущего, предсказанных Дином - миролюбивый век Водолея и начало космических путешествий? Он отвечает: "Ни технологическое будущее, ни Эпоха Водолея никогда не происходили так, как я ожидал. Почти 50 лет с тех пор, как человек впервые ступил на Луну, но мы не были там с 1972 года. Как ни было бы шоком сказать группе в 1968 году, что однажды они собираются отпраздновать 50-летие, было столь же неправдоподобно, что мы никогда не вернемся на Луну за эти 50 лет."

"Сейчас я участвую в проекте по созданию лунной базы; в настоящее время в Мауна-Лоа на Гавайях строится прототип. Это удивительно, и причина, по которой я участвую в этом, заключается в том, что, помимо серьезных физических трудностей строительства базы на Луне, психическое здоровье людей, которые там живут, определенно будет фактором. По этой причине многие мои работы актуальны. Основным докладчиком на первом саммите лунной базы, на котором я присутствовал, был [астронавт] Базз Олдрин. Он серьезно раздражен тем, что этого не произошло!"

Он продолжает: "И обещание эры Водолея определенно не сбылось. Очень сложное понятие свободы и любви было заменено рядом факторов, некоторые из них химические. Когда марихуана и кислота были заменены алкоголем и наркотиками, она стала гораздо более жесткой и неустойчивой. Политически все это было заменено множеством преимущественно левых политиков в Великобритании, Америке и Европе. Посмотрите, например, на такие группы, как банда Баадера-Майнхофа, которые занимались взрывами. Вы должны смотреть на происходящее более пристальным взглядом и спрашивать себя, что было великим, а что - нет. Так много всего происходило: война во Вьетнаме и ее последствия, движение за гражданские права и так далее. Америка не справлялась с этими вещами и с будущим надежным способом."

"В обоих случаях это было разочарованием, но, тем не менее, если кто-то спросит меня сейчас, что я думаю о будущем, я думаю, что у моих двух дочерей, их детей и внуков будет гораздо лучший мир, чем у нас. Мы можем решить стоящие перед нами проблемы. Все это, как ни странно, упоминалось на протяжении многих лет в таких вещах, как обложка "Demons And Wizards", которая имеет два совершенно разных аспекта, которые имеют отношение к этому обсуждению сталкивающихся взглядов о будущем."

Влияние

Поклонники рока, возможно, не были осведомлены о философских основах удивительного произведения Дина, но что они, безусловно, должны знать, и что им понравится, - пластинка с этим альбомом достигла 20 места в чартах Великобритании и 23-го в США в течение месяца после выпуска. Да, эти цифры не могут показаться потрясающими в наши дни, но помните о меняющихся временах; тогда записи регулярно продавались миллионами, и выпуск LP всегда был событием.

Сейчас забавно осознавать, что члены НEEP впервые увидели обложку альбома примерно во время его выпуска. На вопрос, какова была бы реакция фирмы, если бы музыканты не одобрили произведение Дина, Хенсли смеется: "Если бы я возражал, они бы сказали: "Идите и играйте со своим Hammond B3! Придерживайтесь того, что вы знаете", - Бокс добавляет, - Они бы проигнорировали нас, и у них все равно не было бы времени изменить это. Вы знаете, какими тогда были звукозаписывающие компании; сегодня вы узнаете, что завтра крайний срок! За шесть недель до этого у вас не было ни малейшего представления о том, что это срочно."

"Demons And Wizards " выдержал жесткую конкуренцию - в мае 1972 года он соревновался за голоса рок - фанатов против альбомов Джеффа Бека, Питера Фрэмптона, Caravan и The Rolling Stones (подумаешь, большое дело - "Exile On Main St.") - и при этом держал голову высоко. Два сингла, "The Wizard" и "Easy Living", также отметились в чартах и закрепили демоническое послание Хипа в глазах общественности.

Наследие

Наследие альбома живо, и остается по-прежнему сильным. Большинство современников URIAH HEEP - LED ZEPPELIN, BLACK SABBATH, DEEP PURPLE, JETHRO TULL - больше не существуют или сворачивают свой бизнес. Между тем, HEEP, во главе с Боксом, все еще играют по 120 - 150 концертов в год, с нагрузкой, которую могут выдерживать c трудом и гораздо более молодые коллективы. Толпы людей приходят посмотреть, как они играют по всему миру по простой причине: потому что песни из этого альбома и других студийных двадцати четырех альбомов HEEP настолько сильны.

"Demons And Wizards" были вехой как для нас, так и для зрителей", - отмечает Бокс. "Лирические темы захватили воображение каждого и действительно вывели нас на мировую сцену, особенно с такой песней, как "Easy Livin", которую все любили с обоих сторон, и мы, и зрители. Слава богу, мы до сих пор играем ее, мы играем ее каждый вечер. Я не могу сосчитать, сколько раз мы играли эту песню, но знаешь что, она звучит свежо каждый раз. Как только я начинаю первый рифф, аудитория немедленно реагирует, что заряжает нас энергией, и мы прем вперед!"

Хенсли добавляет: "Я был очень доволен обложкой альбома, с художественной точки зрения, и с первоначальной точки зрения - потому что этого, к сожалению, не хватало в некоторых наших предыдущих обложках. Я также был очень доволен тем, как он сочетался с музыкой. Во всех отношениях я был очень доволен."

"Даже после стольких лет я не думаю, что это произведение вообще вне времени", - говорит Бокс. - Вот почему это так хорошо переносится. Люди все еще интересуются тем, что сделал Роджер, все эти годы спустя. Это прекрасное произведение искусства, независимо от того, ассоциируете вы его с альбомом или нет. Вот почему он так выделяется. Одна из самых больших и важных оценок в том и состоит, что обложка живет своей жизнью, но, в то же время, она не отделима от музыки, что, безусловно, она и делает."

"В те дни мы покупали пластинки в том числе и из-за обложек, и я думаю, что эта обложка нашего альбома действительно повлияла на многих людей, чтобы побудить их вникнуть в музыку", - заключает он. "Пластинка отражает тот факт, что в то время мы переживали настоящий творческий подъем - и наша музыка, и произведения Роджера – идеальное сочетание."

Пусть демоны и волшебники взбунтуются – и, если вы думали, что эта история закончилась на данный момент, следите за следующей частью этой серии от BMG. "The Magician's Birthday", выпущенный всего через несколько месяцев после альбома, который вы держите в руках, имеет свою собственную, соответственно сюрреалистическую историю, населенную внеземными персонажами и глубокой философией. Как, по-вашему, Роджер Дин отреагировал на то, что ему дали всего один день для работы над обложкой, и как, возможно, сами HEEP восприняли новость о том, что новый альбом был необходим так скоро после этой знаковой пластинки? Есть только один способ узнать...

Joel McIver, 2018

Перевод Александр Ковтун

(© Prog Island, СПб, март 2019)