По приезду в европейские страны на неделю или на месяц начинается адаптация, появляются моменты и ситуации? непривычные для русского путешественника. Я решил поделиться некоторыми наблюдениями.
Время и дни работы магазинов
Мы в России привыкли, что всегда можем найти продуктовый в любое время почти в любом месте. Так думали и мы, когда приезжали в самую комфортную столицу мира Вену. Было воскресенье и, пройдя мимо 3-4 маркетов рядом с отелем, заметили, что они закрыты на выходные. Это был не центр Вены, но и не самая ее спальная окраина. В других городах Европы так же, магазины закрываются примерно в 21 и начинают работать с 10 утра. Есть исключения, но выходные дни — это совершенно нормальное явление в любом магазине и в продуктовом, и в спортивном, и магазине электроники.
Чаевые и чеки
Конечно Россия где-то уже близко к европейским стандартам, но, придя в заведение для питания в большинстве стран Европы, в итоговом чеке вы можете заметить выплаты для персонала, причем их расчет всегда разный, где-то сумма фиксированная, а где-то высчитывается от общего чека. На одной заправке нам включили чаевые для заправщика, от услуг которого я вежливо отказался. А если эти деньги не внесли в расчет, то не оставить их — чуть ли не преступление.
Платные парковки
Крупные города Европы так же стоят в пробках, так же много машин и у них такие же проблемы. Но там будут везде, вплоть до окраины, платные парковки, где-то наземные, где-то подземные, с навесом или в поле, но они будут платными. В Праге, Вене или Будапеште нам приходилось отдавать по 400-700р за день стоянки автомобиля. Штрафы за неоплаченную стоянку приходят моментально, службы следят за этим все время, постоянно встречаешь людей, проверяющих чеки оплаты парковки под лобовым стеклом.
Самообслуживание
Европейцы больше доверяют друг другу. Преодолевая большое расстояние по разным странам, мы регулярно замечали, как вдоль дороги стоят палатки или стеллажи с разной продукцией, но продавцов там не было. Надо просто подойти, выбрать товар и положить деньги в какой-нибудь контейнер, а прайс обычно висит рядом. Также есть магазины, в которых вообще нет кассиров, а только кассы самообслуживания, и даже в зале в это время может не оказаться ни одного сотрудника. Заправки самообслуживания — это повсеместная история, но и общественный транспорт там встречается без кондукторов и контролеров очень часто.
Еда на улице
В городах ближе к Средиземному морю часто можно наблюдать ситуацию, когда люди покупают еду и обедают в парке, у водоема, на набережной или просто на улице. Очень часто могут сидеть на газоне или у фонтанов, пить кофе, есть из одноразовых контейнеров или перекусывать сандвичами. По ощущениям "взять еду с собой на работу" для Европы — это что-то инородное, они заходят в кафешки или магазины с готовой едой и берут ее там. Могут есть в метро или наземном общественном транспорте.
Работа и профессии
Для нас есть профессии "на время": официант, кассир, мойщик, строитель. Есть какие трудовые ниши, которые мы считаем этапом для студентов или начала карьеры. Наше общество так сложилось, но у европейцев официант или озеленитель могут быть профессиями на всю жизнь. Любой курьер и водитель будет иметь рабочую форму, стандарты и достойную зарплату.
Всегда иностранец
Ну и конечно же, для Европы, русские будут всегда иностранцами, сколько бы мы не рубили окна к ним, сколько бы не брали примеров и не показывали свои достижения. Мы будем всегда не из их культуры, и это не выражается в каком-то предвзятом или негативном отношении, а просто остается действительностью еще со времен Царской России.