В 1979-м году советский прокат взорвал фильм-катастрофа "Экипаж". Режиссер Митта не скрывал пристрастия к методу, а не наитию - методично и профессионально сделанная работа имеет больше шансов на успех, чем "озарение". Вот и "Экипаж" был сделан по методике disaster movies, жанра, расцветшего в Голливуде 70-х. Советский зритель не увидел источники вдохновения любимого фильма. Теперь есть возможность пересмотреть классику - или познакомиться с ней. А заодно вспомнить жанровые каноны.
Аэропорт (1970)
Не особо "разрушительный" по зрелищности фильм, "Аэропорт" тем не менее считается первым фильмом-катастрофой в его современном виде. Успех "Аэропорта" (100 миллионов долларов против 10 миллионов бюджета) положил начало моде на жанр.
Во время сильного снегопада на взлетной полосе застревает авиалайнер. В это время в воздухе на борту пассажирского рейса оказывается пассажир с бомбой. Взрыв повреждает самолет, и экипаж запрашивает аварийную посадку. Сумеют работники аэропорта освободить заблокированную полосу, дотянет аварийный борт до аэропорта? Спасение пассажиров зависит от профессионализма многих людей на земле и в воздухе.
Создатели "Аэропорта" поняли важное - зрители не сопереживают манекенам. Поэтому "Аэропорт" обстоятельно знакомит нас с героями фильма, их проблемами, непростыми отношениями. На роли приглашены звезды. Так что когда события принимают критический оборот, аудитория уже готова напряженно переживать за судьбы экранных персонажей.
Приключение "Посейдона" (1972)
Современный зритель лучше знает римейк 2006-го года, а началось все в 1972-м. Роскошный круизный лайнер совершает свой последний рейс. Поднявшаяся после подводного землетрясения огромная волна опрокидывает корабль, который переворачивается кверху дном и некоторое время до погружения в пучину еще держится на плаву.
В "Посейдоне" превосходно обыгран выжный мотив фильмов-катастроф - группа людей ищет спасение в безнадежной казалось бы ситуации. Оставаться на месте и ждать спасателей? Или изо всех сил, рискуя жизнью на каждом шагу, пробираться наверх, к днищу, где может оказаться спасительный выход наружу? Конечно, горстка смельчаков решается на смертельно опасное путешествие по чреву тонущего корабля.
И еще один важный элемент - в каждой критической ситуации должна проявиться сильная личность, которая возьмет на себя лидерство и ответственность за спасение людей. В этом случае - отличный актер Джин Хэкмен, буквально за год до "Посейдона" взлетевший к вершинам славы после грандиозного успеха полицейского фильма "Французский связной".
Землетрясение (1974)
И снова знакомые правила - нас подробно знакомят с героями фильма и их жизненными ситуациями. Героев играют сплошь звезды Голливуда во главе с "небожителями" Чарлтоном Хестоном и Авой Гарднер, которым невозможно не симпатизировать.
Прекрасное солнечное калифорнийское утро, Лос-Анжелес просыпается навстречу новому дню, и тут случается ужасное.
Еще один урок от жанра "катастроф" - чем масштабнее бедствие, тем более оно захватывает зрителей. Самолет или корабль - это эффектно, но куда масштабнее разрушение целого мегаполиса с падающими небоскребами, ходуном ходящей землей и адом на земле.
Борьба полюбившихся героев за жизнь и спасение любимых на фоне апокалипсиса - очень эффектное сочетание классического приключения и антуража масштабной катастрофы. "Землетрясение" явно заставило зрителей понервничать, а продюсеров - потирать руки от удовольствия. Ведь бюджет окупился примерно в 12 раз!
Ад в поднебесье (1974)
Авторы фильмов-катастроф искали все новые способы напугать и поразить зрителей, используя все архетипические страхи публики. Страх полета, ужас перед морской пучиной и неподконтрольной мощью природы. Пришла очередь огненной стихии. Во время торжественной открытия нового небоскреба вспыхивает пожар, праздничная вечеринка оказывается в огненной ловушке на верхних этажах "пылающего ада".
Выясняется, что ради сокращения издержек экономили на системах безопасности - и теперь люди сгорают заживо из-за жадности строительной корпорации. Мотив корыстолюбивого бизнеса, рискующего жизнями людей ради наживы вообще популярен в жанре - ведь и владельцы "Посейдона" пожадничали с наполнением трюма балластом, который мог бы оставить на плаву огромное судно.
"Ад в поднебесье" - кульминация жанра, успех непревзойденный до "Титаника" Кэмерона. Зрелищные спецэффекты, потрясающая пиротехника, отличная работа каскадеров, пара самых крутых и харизматичных "парней Голливуда" в ролях спасителей - Стив Маккуин и Пол Ньюман. "Ад в поднебесье" - кассовый хит, собравший в 10 раз больше бюджета, и едва ли не лучший представитель жанра в 70-х. Рекомендую однозначно.
За несколько десятилетий в технологиях кино и спецэффектах произошла целая революция. И все-таки основные постулаты фильма-катастрофы работают и поныне. И знаменитый голливудский "Титаник", и апокалиптический "2012", и отечественный римейк "Экипажа" по-прежнему снимаются по рецептам классических лент.
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, ваша поддержка вдохновляет писать больше и лучше. Спасибо!