Найти тему
Роман с Дьяконом

Что значит «да приидет Царствие Твое»?

С чем у вас ассоциируются слова «царство небесное»? У меня — со смертью.

«Царствия небесного, пусть земля будет пухом» — так обычно говорят у гроба. С этими словами выпивают «не чокаясь» на поминальных обедах. Но что тогда означает прошение «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» в молитве «Отче наш»? Неужели оно о том, чтобы нам всем поскорее умереть, чтобы отправиться в это Царство?

Для того, чтобы прояснить вопрос, нам придется сделать небольшой экскурс в историю, а точнее говоря, в историю библейскую (ее соотношение с историей реальной мы оставим сегодня за скобками).

Странным образом идея авраамического Бога (то есть Бога, в которого верят последователи иудаизма, христианства и ислама) географически и исторически происходит оттуда же, откуда и идея государства.

Ур — древнейший город мира — по совместительству является малой родиной еврейского праотца Авраама.
Ур — древнейший город мира — по совместительству является малой родиной еврейского праотца Авраама.

Бог Авраама не просто потусторонняя могущественная сила, а верхушка государственной пирамиды — Господь (т.е. Господин, Владыка). В определенный период священной истории у евреев, например, даже не было человеческого царя, потому что Бог царствовал над ними.

Дальнейшее избрание иудеями правителя из людей Библия даже осуждает, предупреждая о неизбежном зле, которое за этим последует. Порядок и всеобщее благополучие во вселенную может привнести, согласно Писаниям, только Бог, взяв в Свои руки всю полноту власти.

Собственно, на ожидании момента, когда Господь лично или через особого Человека (так называемого Мессию, или, по-гречески, Христа) установит свое прямое господство, и все покорятся ему, и основывается иудеохристианская эсхатология, то есть учение о конце мира.

Царство Бога, таким образом, это не особое измерение, куда отправляются души после смерти. Строго говоря, это вообще не место. Прежде всего, Царство Бога — это такая система, порядок вещей, при котором Бог царствует явным образом. Когда в молитве Господней мы читаем «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе », мы не просим попасть «на небо», а призываем Бога установить Свое Царство здесь, на земле.

Приход этого эсхатологического Царства изображается в Библии как наступление эры порядка, справедливости и покоя для всех людей, потому что:

Отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. (Откр. 21:4)

Всеобщий мир — знаковая черта Царства:

И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. (Ис. 2:4)

Даже животные станут вести себя иначе:

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе. (Ис. 11:6-7)
Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

О скором воцарении Бога и грядущем изменении мира и проповедовал Иисус, говоря что:

исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:14-15)

Покаяние – это, как мы уже знаем из прошлой статьи, перевод греческого слова «метанойа», которое буквально означает «изменение мыслей». Иисус как бы говорит:

Царство близко, оно приближается как поезд, и это не изменить; но можно изменить самих себя, чтобы успеть запрыгнуть хотя бы в последний вагон.

Но старый мир не уступит свое место новому без боя. В следующий раз мы поговорим, так ли страшен Апокалипсис, как его малюют.

А кто еще не знает, почему Иисус был пламенным революционером, читайте предыдущую статью: «Иисус: мы пойдем другим путем».

______________

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, где мы публикуем поучительные истории про авву и все, что не вписалось в цензуру: Роман с Дьяконом.