Суровая монументальность советской наглядной агитации брежневского времени слегка смягчается, когда в ней звучит детская тема. Впрочем, идеологическая насыщенность никуда не уходит, слегка более симпатичной и живой (насколько это допустимо в лобовом монументальном стиле) становится именно графика, изобразительный язык. На лицах юных героев плакатов могут и улыбки появиться.
Если речь идет о совсем маленьких, об октябрятах, то художник может и душевности, детскости добавить. Где немного меньше идеологического давления, там чуть больше индивидуальности художника.
Впрочем, это только слегка заметно. Стоит взглянуть на официозные пионерские плакаты, и становится скучновато. Они все как будто нарисованы одной и той же рукой. Стиль един.
Стиль, который коллективно вырабатывается, задает художнику жесткие рамки и каноны в отношении композиции, цветовой гаммы, атрибутики и символов. Художник-оформитель всегда безошибочно чувствует, какое композиционное и колористическое решение пройдёт у государственного заказчика, а какое нет. В какой мере свежесть взгляда и новаторство допустимо, а где граница, которую не стоит переходить. Правила в наглядной агитации никто формально не записывает в инструкциях, они естественным образом вытекают из предыдущего опыта и неизменности ставящихся задач.
Если у изображения вдруг, по стечению обстоятельств, нет жёсткой идеологической нагрузки, то и художник-оформитель более свободен, появляется декоративность, пластичность, разнообразие решений. Но это именно и только в определённой узкой области заказов.
* Иллюстрации взяты из книги издательства "Плакат" 1979 года, Москва, И. С. Захарович, В. В. Минаева, "Как оформить пионерский лагерь".