Найти в Дзене
Александр Седов

Закатать в асфальт?

фото: Донат Сорокин/ТАСС
фото: Донат Сорокин/ТАСС

Дорогами современного искусства

А.С. / реплика – июль 2019 г.

Вы, наверное, слышали про то, как в Екатеринбурге современное искусство едва не закатали в асфальт. «Во сюжет!» - сказал бы герой Владимира Басова из известного фильма. На мой взгляд, самое слабое звено в этой истории с художником Покрасом Лампасом и его «супрематическим крестом» во славу Малевича это эксперты. В отношении управленцев у меня нет никаких иллюзий. Управленцы во власти всегда решают типовые проблемы типовыми методами, в то время, как эксперты, особенно связанные с современным искусством, призваны смотреть на ситуацию нестандартно и предлагать нестандартные решения. Казалось бы, ядром практик современного искусства является коммуникация – художественная и социальная, но прогнозировали ли эксперты возможный скандал вокруг граффити Покраса? У меня определённого ответа на этот вопрос нет. Кто-то из экспертов, а, возможно, и сам художник мог прогнозировать и даже рассчитывать на некоторый эффект скандализации – в лучших традициях авангарда. Как в этом случае должны поступить эксперты, связанные с институциями современного искусства? А управленцы? Нужно ли экспертам принимать во внимание общественное мнение? (а бурных оваций этому произведению не досталось). Мнение отдельных социальных групп? Например, православных активистов? Должны ли эксперты выступать исключительно в интересах художника? Пока оставлю эти вопросы без ответов. Но могу сказать так: меня действительно беспокоит появление спорного художественного качества искусства, если оно выставляется в общественных пространствах города. Здесь мы фактически имеем дело с навязыванием конкретного художественного решения всему городу или, во всяком случае, жителям микрорайона. Конечно, с ним можно временно смириться и даже его потерпеть, иначе говоря, отнестись толерантно – если арт-объект временный (граффити Покраса, насколько я понимаю, временное). Но снискать большой любви такое произведение не сможет и, стало быть, не обретёт среди горожан большого числа защитников (но только среди фанатов). И вместо художественного прорыва, побывав в стадии скандала, ситуация обретёт, как ни парадоксально, оттенок юмористический. Помните, как говорил Остап Бендер: «Художника может обидеть каждый». Кстати, сказано это было про художника-авангардиста.