Я на своем автомобиле проехал более 10 европейских стран, таких как: Финляндия на севере, Эстония и Латвия в Прибалтике, Чехия и Австрия в центральной Европе, Хорватия и Словения на побережье. Поделюсь своими наблюдениями.
Скоростной режим
Если двигаться по Европе из одного большого города в другой или из столицы в столицу, то можно встретить участки с ограничением в 50 км/ч, и даже 30, как в Польше или Словакии. Превышать его можно лишь на 10 км/ч, а камер там очень много. Все мирно соблюдают эти ограничения, но, когда разрешено 130 км/ч, весь поток двигается примерно с этой скоростью. Даже фуры и автобусы придерживаются общей скорости, получается, что тебе не приходится никого обгонять, и тебя не обгоняют, поток совершенно равномерный, и лишь какой-нибудь трактор или бульдозер может испортить это течение.
Круговое движение и светофоры
Европейцы готовы поставить круг на любой перекресток, он может быть вообще без знаков и разметки, в этот круг может упираться и 3 и 7 дорог, значения не имеет. По-началу это непривычно, но со временем я понял, что ввиду не самого большого машинопотока круговые движения очень даже удобные, по ним легко разъезжаются машины при необходимости повернуть налево.
Светофоры везде имеют свои особенности: в Австрии, как правило, повторители на уровне 2х метров от земли, в Хорватии их вешают над дорогой, в Словакии часто отсутствует желтый цвет. Но я заметил отличие от России — почти всегда на оживленных перекрестках поворот направо происходит по дополнительной стрелке, которая горит большую часть времени. Поворот налево так же происходит по дополнительному сигналу, но с дополнительной полосы (это чаще всего можно встретить в Эстонии, Финляндии, Австрии и Венгрии). Стрелка налево загорается отдельно, когда стоит весь перекресток, и первыми разъезжаются именно эти потоки, а лишь потом машины начинают движение прямо.
Отмечу, что европейцы не имеют привычки проезжать на желтый сигнал, а проезд на красный влечет за собой очень большие штрафы.
Пешеходы и общественный транспорт
Общественный транспорт имеет множество привилегий, у них почти всегда выделенные полосы, огромная площадь для остановки, а также главенство на дороге. Как только автобус отъезжает от остановки, его необходимо пропускать, нарушения штрафуются. Если общественному транспорту надо перестроиться, его опять же следует пропустить.
И лишь пешеход на дороге важнее трамваев и автобусов. В большинстве стран поток сразу же встает, как только человек начинает подходить к проезжей части, даже если еще не вышел на нее. Благодаря такой культуре в не самых больших европейских городах множество переходов без светофоров, но все они оборудованы новыми знаками, прекрасной зеброй и отражающими элементами.
Европейское дорожное покрытие и его ремонт
В России очень много претензий к дорогам, но когда они хорошие, по ним не умеют ездить! Как же с этим в Европе? Не могу сказать, что там они замечательные, к примеру, одна из основных дорог Чехии — это бетонка, залитая асфальтом, когда едешь по ней, на второй час стыки плит начинают действовать на нервы, причем они могут быть действительно неровными. В Финляндии дороги между городами могут быть грунтовыми, и по ним ездят автобусы. В Хорватии и Словакии их чинят заплатками, были участки, где ремонтов больше, чем нормального дорожного полотна. В Венгрии трассы делались с большими уклонами, там приходится постоянно держать руль, чтобы не уехать со своей полосы.
Европейцы очень любят ремонтировать свои дороги, и когда это начинается, они ставят светофоры, и движение становится реверсивным! Им не важно, скоростная ли это магистраль или деревенская дорога.
Хочу отметить, что в горных или сложных районах на поворотах дороги могут расширяться, что позволяет даже тяжелым машинам и фурам не сильно сбрасывать скорость. На высотах дороги даже имеют наклон, который компенсирует угловую нагрузку при маневре. Все это способствует поддержанию одной общей скорости, о чем я говорил в самом начале.
Платные дороги в Европе
Их действительно много. В каких-то странах покупаешь виньетки, в каких-то платишь за участок, но почти в каждой стране приходится отдавать деньги за проезд. Платные дороги могут быть безальтернативные, как, к примеру, туннели в горах или участки с большим количеством мостов. В Словении и Польше их цены не высокие, но в Италии могут доходить до 2500 за проезд. Сама же дорога не будет ни лучше ни комфортнее бесплатного участка на ней.
Езда по Европе на машине не вызывает никаких сложностей, знаки все понятны, разметки так же, только культура немного другая, да и аварийкой не моргают.