Интересно наблюдать за эволюцией кофейной отрасли.
Сегодня не будем слишком глубоко копать в древность, вспомним молодость. Посмотрим как кофейная культура изменилось в России в обозримый период времени.
Кофе в СССР стал массовым продуктом в начале 60 годов на волне разных мировых событий глобальных и не очень: оттепель, путешествия Хрущева, деколонизация Африки, торговля по бартеру оружием с народами, борющимися за независимость и т.д. включая публикацию романа Хемингуэя в журнале Огонек. Как результат - импорт кофе в невиданных доселе объемах и мода на него сначала в столицах, далее везде.
Кофе продавался на развес в зернах, 2 сорта Арабика и Робуста, его насыпали в бумажный кулек (который сейчас “крафт”), было еще пару сортов молотого и индийский растворимый. Варили дома в турке, посыпали солью и специями, угощали гостей. По особым случаям можно было выпить эспрессо в кафетерии или театральном буфете и почувствовать как-будто ты настоящий и где-нибудь не здесь, а в Париже.
Кофе был, конечно, дефицит и радость. Промолчим про цикорий.
Ближе к 90-ым дефицит рассеялся вместе с Советским Союзом, зато появился растворимый кофе вожделенных иностранных марок во всех своих проявлениях.
Измученные цикорием граждане радостно принялись за него. Банки с гранулами разной формы и порошками разной фракции были повсюду: дома и, особенно, на работе. Во всех офисах, учреждениях, в каждом кабинете, в подсобных помещениях, курилках, даже в будке вахтера - везде. Растворимый кофе лился рекой в пластиковые стаканчики и небьющиеся чашки.
В это же время, появилось некоторое количество кофеен, куда стало модно ходить не только по праздникам, там готовили эспрессо и капучино. Тогда многие начали прозревать и догадываться, что растворимый кофе - не совсем то, что обещает реклама, и радости от него совсем мало.
В 2000-е в магазинах появился зерновой кофе знаменитых иностранных марок итальянской и французской обжарки, а в домах завелись фырчащие эспрессо-машины.
Растворимый кофе попал в опалу у прогрессивных слоев населения. Дома и на работе стали пить настоящий эспрессо из толстых чашек с красивой, плотной пенкой и даже капучино, как в кофейне. Казалось бы, можно жить долго и счастливо. Но нет.
Человечеству не сидится на месте. Откуда-то взялись миссионеры с утверждением, что кофе - это ягода, у нее множество сортов и способов обработки, кофе в каждом регионе имеет уникальный вкус, эспрессо это не совсем то, а вот кемекс - это да.
Оказалось, кофе может давать совсем иные ощущения: никакой горечи и противной кислотности, только ароматы тропических фруктов и благородные ноты шоколада, специй и спелых ягод во вкусе. Однако, его нужно еще уметь выбирать и готовить. Кофе должен быть свежеобжаренный и свежесмолотый, иначе все волшебство рассеется.
Так к нам проникла культура Спешиалти кофе. Сначала никто, естественно, не поверил, что можно что-то достойное противопоставить брендам с мировым именем, но постепенно распробовали и теперь все кто приобщился увлеченно ищут новые вкусы, способы приготовления и не собираются останавливаться в своем исследовательском интересе.
А нам интересно, как кофейная отрасль будет развиваться дальше.