Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

ОМЕН / THE OMEN. США, 1976

Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!

Казалось бы, в "Омене"("Предзнаменовании") нет ничего нового по сравнению с "Ребенком Розмари" или "Экзорсистом".

История о ребенке-антихристе, которого усыновила семья дипломата. Постепенное нагнетание напряженности. Таинственная атмосфера. Участие звезд. Всем этим трудно было удивить западную публику.

Но Ричард Доннер ("Смертельное оружие", "Супермен" и др.) сумел это сделать.

"Омен" стал одним из кассовых чемпионов. По-видимому, режиссура Поланского в "Ребенке Розмари" с его недосказанностью и сознательным балансом на грани вымысла и реальности, психологической тонкостью оказалась для части зрителей слишком сложной. А "Экзорсист" Фридкина - вызывающе натуралистичным и грубым.

В "Омене" "дьявольские" сцены не столь эпатажны. Сюжет четкий и внятный, без изысков.

Результат: прокатный успех "Омена" определили зрители, склонные к "золотой середине" развлекательного кино. Добавлю сюда моду на мистику...

Купоны с успеха "Омена." попытались в конце 70-х состричь создатели его продолжений ("Дэмиен:"Омен-2", "Финальный поединок:Омен-3"), однако профессионально эти ленты выглядели гораздо слабее...

А сколько критических стрел было выпущено в адрес "Омена" советскими киноизданиями! В чем только не его обвиняли! В пропаганде мракобесия и оккультизма. В спекуляции на низменных инстинктах...

Сегодня, во времена расцвета черной магии и колдовства - как на экранах, так и в жизни - "Омен" кажется вполне скромной лентой...

Александр Федоров, 1990

ОПАСНОСТЬ В ДОМЕ/ PERIL EN LA DEMEURE. ФРАНЦИЯ, 1985

-2

С двадцати лет Мишель Девиль стал работать ассистентом режиссера. Свою первую самостоятельную постановку он получил в 1958 году, по времена "новой волны". Казалось бы 27-летний режиссер должен был неизбежно увлечься атмосферой, волновавшей его сверстников - Годара, Трюффо, Шаброля, Маля... Борьба с "папенькиным кино", поиски новой киноформы волновали тогда многих начинающих постановщиков, воодушевляемых и поддерживаемых редакцией "Кайе дю синема". Даже тех их них, кто потом стал успешно специализироваться на поприще зрелищно-развлекательной продукции.

Однако Мишель Девиль ставит фильмы, сделанные в традициях жанрового кинематографа, снимая в главных ролях звезд европейского экрана.

В потоке французских "репертуарных" фильмов эти ленты шли неплохо, не собирая, правда, столь внушительные аудитории, как, скажем, комедии Жерара Ури ("Разиня", "Большая прогулка")...

Во второй половине своего творческого пути ("Взбесившийся барашек", "Глубокие воды") Девиль стал ставить более изощренные картины, часто основанные на парадоксах взаимоотношения мужского и женского.

К такого рода работам относится и криминальная драма "Опасность в доме" с участием Николь Гарсиа ("Четвертая власть") и Мишеля Пикколи ("Большая жратва", "Скромное обаяние буржуазии")...

Александр Федоров, 1990