Найти тему
Краснобай

Непонятый Сервантес

У каждой страны есть своя "визитная карточка". Свой характерный пейзаж. Например, Россия - это обязательно какой-нибудь дремучий лес и снежная зима.

А, например, Италия - это зеленые холмы, напрочь засаженные виноградниками.

-2

Или вот Испания - тут сразу на ум приходят старинные строгие замки посреди опаленной солнцем земли, перемежающейся редкими всплесками зелени.

-3

А ветряные мельницы в Испании на ум как раз не приходят. Вот это как раз не испанский характерный пейзаж. Не было их там в товарных количествах. Замки - были, мельницы - нет. Но вот в романе Сервантеса "Дон Кихот" ветряные мельницы - почему-то один из ключевых эпизодов. Откуда же в испанском романе такая неиспанская нестыковка?

А все дело в том, что роман "Дон Кихот" (1605) надо читать в контексте тогдашней ситуации в Испании - т.е. в Испании во второй половине 16 века (1550-лохматый год и далее).

Ситуация тогда в Испании была довольно паршивой. Она ввязалась в кучу войн по всей Европе, а также чуть-чуть в Африке и в Америке. И если на юге Европы дела у Испании шли ни шатко, ни валко, то вот на севере все было довольно хреново.

Так, у испанцев там были конкретные терки с их бывшей колонией - Нидерландами. Кто читал "Тиля Уленшпигеля" - там эти терки вполне красочно описаны.

Нидерланды тогда перешли на новый социальный строй - буржуазное общество и капитализм (в отличие от испанского феодализма). И это дало маленьким Нидерландам большое преимущество в развитии - у них стало появляться больше денег. И деньги эти нидерландцы ну никак не хотели отдавать в свою головную контору - в Мадрид. Они так и сказали испанцам на своем нидерландском: "А хо-хо не хо-хо?". Что в переводе на русский примерно означает: "Завали хрюкальник, бычара испанская - хрен тебе (растение), а не наше бабло."

Ну, в общем-то так и началась Нидерландская буржуазная революция. Длилась она в общей сложности 90 лет - с 1556 по 1648 - и закончилась убедительной победой Нидерландов над Испанией. Это не значит, что они там все 90 лет сплошняком воевали - там были еще и перерывы. Опять же, на мирные договора тоже какое-то время ушло.

Но вернемся к "визитной карточке" страны. Вот если у вас спросить: какой есть самый характерный пейзаж Нидерландов - вы что ответите? - Правильно, это будут ветряные мельницы. Вот такие:

-4

Вот там у них этих мельниц - как грязи. Там, может даже, и грязи столько нет, сколько там у них мельниц. Нафига им столько? Страна маленькая, пахотных земель мало, климат хреновый, урожаи - так себе. Там столько зерна не собрать, чтобы все мельницы загрузить.

Но там дело было хитрее. Все дело заключалось в том, что мельницы эти - они были не для муки. Нидерланды тогда перешли не только на новый общественный уклад, но и на новый уклад технологический. Они сделали ставку на промышленность и новые технологии.

И вот эти мельницы - они использовались как универсальные промышленные двигатели на ветряной тяге. Для лесопилок, для производства пороха, для кузниц (металлургия), для откачки воды (мелиорация, шахты). И именно эти двигатели дали Нидерландам огромное промышленное преимущество. Которое и позволило Нидерландам выиграть у Испании. Потому что войны выигрывают не только солдаты, но и экономика, промышленность.

Образно говоря, это как если у тебя есть катер с двигателем на несколько тонн лошадиных табунов, а твои враги - на гребных лодочках колупаются.

Кроме того, если на ветряную мельницу посадить снайпера (или, если исходить из тогдашних реалий, разместить там небольшую пушку), то эта мельница превращалась в выгодную огневую точку. В условиях тогдашней нидерландско-испанской войны - 1500-лохматый год, каналы, хорошо простреливаемая открытая местность, отсутствие медпомощи - штурмовать такую было довольно затратно.

Поэтому вот эта вот сцена - битва Дон Кихота с ветряными мельницами - это ни разу не ирония. Это аллегорическое описание войны между отсталой Испанией (дон Кихот) и технически развитыми Нидерландами (мельница). С заранее понятным результатом.

Сервантес был современником той войны. Сам он, правда, в тех местах не воевал, но наверняка был наслышан. И именно этот образ он себе в роман и утащил. В литературе авторский вымысел в чистом виде редко встречается.