Теперь мы перейдем к рассмотрению большого пласта религиозных верований , появившихся именно в сообществах первобытных охотников. Шаманизм, как явление зародился на заре времен и является скорее духовной практикой , чем стройной религиозной системой. В более поздние эпохи, символизм шаманских ритуалов был переосмыслен и воспринят , развитыми современными религиями. Ученые дают шаманизму следующее определение - это ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с духами в состоянии транса. В той или иной форме шаманизм у большинства народов земли на определенной стадии их развития. На просторах Евразии , мифологическая основа шаманизма, может сильно различаться , но основные тенденции схожи для всех обществ , где шаманизм практикуется как религиозная система. С шаманскими практиками связано возникновение многих мифологических и религиозных символов, таких как символ Мирового древа, Мировой горы, символы центра мира, так же с шаманизмом связано трехчастное деление мира на нижний, средний и верхний миры. Шаманы в примитивных обществах выполняли и выполняют роль жрецов, посредников между богами и людьми, роль проводников души умерших родичей в страну предков . Шаман - это целитель, хранитель священного наследия предков, предсказатель и педагог . Роль шамана в обществе охотников чрезвычайно важна, он берет на себя важнейшие религиозные и культурные функции, храня сказания и мифы предков, он делает племя историчным, так как , пока живо наследие древних , живет и сообщество людей. В наше время шаманизм исчезающая религия ( практика ), она уходит вместе с исчезающими малыми народами , оставаясь очень интересным явлением в мировой религиозной истории. Многие легенды объясняют современный упадок шаманизма тщеславием " первого шамана " , который в своем могуществе мог соперничать с Богом. По рассказам бурятского эпоса, когда первый шаман Хара Гирген показал свою неограниченную мощь, Бог решил подвергнуть его испытанию; он взял душу молодой девушки и закрыл её в бутылке. Для надежности , чтобы она не ускользнула, Бог заткнул бутылку пальцем. Шаман вознесся на небеса, сидя на своем бубне, заметил душу девушки и, чтобы освободить её, превратился в желтого паука и укусил Бога в лицо; Бог вынул палец, и душа девушки вылетела из бутылки. Рассвирепевший Бог ограничил могущество Хара Гиргена, а после этого значительно ослабли и магические силы других шаманов.
Большинство мифов о происхождении шаманов говорит о непосредственном вмешательстве Высшего Существа или его представителя, Орла, солнечной птицы. У многих народов Сибири орел связан с шаманами и шаманским искусством ; появление орла нередко связывают с обретением шаманских способностей . Мы можем с уверенностью сказать , что шаманы , в обществах охотников , являлись профессиональными посредниками между , богами , духами и людьми . Они были проводниками душ усопших , жрецами, сказителями, лекарями, выполняя важную роль в сообществе древних людей . С развитием шаманизма появился целый комплекс космогонических мифов, мифов говорящих о создании нашего мира и объясняющих его устройство . Все мифологические сюжеты объединяются в эпосы, показывающие что каждый народ охотников имеет свои религиозные взгляды и самобытную культуру , оставаясь при этом носителем основной мысли о сродстве человека и животного , о договоре заключённом между охотником и жертвой . Огромное значение для изучения религии охотничьих народов и , наших изысканий , имеют сказки про животных . Между архаичной «животной» сказкой охотников и «классической» сказкой про животных существует большая разница. В фольклоре приоритетна древняя идея о равноправии людей и животных, берущая своё начало в тотемистической религии древних времён. В классической сказке принцип единства людей и животных теряет свое мифологическое значение и превращается в поэтическую метафору. Сказки о животных невелики по своему объёму , но богаты по содержанию . Народная фантазия наделяет героев этих сказок чертами человеческого характера, разумом, речью. Если в сказках присутствует человек , то он является всего лишь второстепенным персонажем. Часто такие сказки в иносказательной форме выражают социальные отношения людей. Сказки тесно связаны с мифологией и , зачастую , удачно дополняют мифологическую картину мира