Как часто у членов семьи не совпадают взгляды на воспитание.
ФБабушка считает, что летние каникулы даны для того, чтобы отдыхать, путешествовать, купаться в морях-речках, загорать, встречаться с друзьями. Мама же стоит на позиции, что праздно проводить три летних месяца – это преступление. Каждый день должен быть прожит так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченное время. Поэтому вооружившись максимальным количеством развивающих книжек, рабочих тетрадей, мама нагружает мозг малыша, чтобы тот не засох за время каникул.
Красный или синий
Помню дошкольный период своего сына, с завидным энтузиазмом я рисовала разных птиц и зверей, показывала карточки, пыталась как можно раньше научить его читать. Карточки с красными точками обещали сделать из него Николая Лобачевского, математического гения. Дорога до озера, которая занимала 40 минут в один конец и сорок минут в другой конец, сопровождалась прорешиванием логических задачек: «Саша и Митя рисуют красным и синим карандашом. Саша рисует не синим. Каким цветом рисует Митя?» Малыши прыгали по дороге и придумывали ответы.
Поступление в первый класс окончательно и бесповоротно отбило во мне охоту подобных занятий, нам хватало домашних заданий. Не могу утверждать, что многочисленные карточки, развивающие игры-вкладыши, тетради-тренажёры сформировали гения. Совсем нет, среднестатистический ученик. «Всё зря?» - задаю я себе вопрос. Было бы грустно, если бы зря. Интеллектуальных высот мне добиться не удалось, но зато мы здорово проводили время. Всю дорогу до озера можно было идти и молчать, а мы общались, искали правильный вариант ответа. Можно было ныть от жары и усталости, а малыш, беззаботно подрыгивая, просил ещё чего-нибудь интересное спросить.
Ни минуты без пользы для мозга
Недавно мне пришлось оказаться на почте. Почта России даёт возможность замедлить бег жизни, немного притормозить, оглядеться вокруг и подумать о вечном. Работники почты никуда не спешат, очередь идёт медленно, время тянется тонкой струйкой, как сгущёнка из банки в кружку с чаем. Из такого почти состояния нирваны, меня выбивает твёрдый и настойчивый голос молодой мамы, которая тоже ожидала посылку вместе с ребёнком. «Ни минуты без пользы для мозга!» - вот наш девиз, поэтому открывается рюкзак, вынимается тетрадь-тренажёр, менторским тоном озвучиваются задания тетради. Малыш нехотя отвечает на вопросы, потому что надо ответить, потому что это ритуал, но больше его интересовали разноцветные открытки в витрине. Там были красивые цветы, открытки к государственным праздникам и семейным торжествам, это было очень интересно, но открытки – это не тетрадь-тренажёр, купленная книжном магазине в разделе «Развивающая литература», поэтому мамой витрина игнорировалась. А зря, логических задачек можно было придумать десятки, заодно отработать названия цветов, праздников, формы и прочее.
Когда Татьяне Черниговской, советскому и российскому учёному в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, задали вопрос: «Когда мозг отдыхает?» Она ответила, что не знает, скорей всего он не отдыхает, он работает всегда. Информация поступает, обрабатывается и складывается в хранилища круглосуточно на протяжении всей жизни. Что лучше всего мы запоминаем? То, что сопряжено с яркими эмоциями, положительными или отрицательными.
Ребёнок хочет бегать-прыгать, рассматривать открытки, купаться, ему ЭТО интересно.
Вот в этот момент, пользуясь языком программистов, можно загружать большие объёмы информации.
Плывёшь по реке, а ты знаешь, почему не тонешь?
Грызёшь яблоко, а знаешь почему оно кислое?
И ещё тысячи почему. Личный опыт в связке с положительными эмоциями дадут прекрасный результат. Иак же могут дать обратный результат занятия по принуждению. Хочется бежать в море, брызгаться в волнах, а тебе говорят: «Решим ещё три примера и побежишь». Не хочу, не интересно, заставляют, опять учёба, протест.
С уважением, учитель истории Екатерина Узакова.
Гимназия №1 города Челябинска.