В зале № 10 на втором этаже галереи Ришельё в парижском Лувре висит картина под названием "Габриэль д’Эстре с сестрой". Это одна из картин, которая вызывает у зрителей множество вопросов, ответы на которые помогут лучше узнать и историю Франции, и интересные факты из жизни высшего света Франции 16 века.
Начнем с того, что ни точной даты написания картины, ни имени художника, создавшего это полотно, история не сохранила. Год определен приблизительно, а авторство приписывают " неизвестному художнику школы Фонтенбло" .
Для справки: Школа Фонтенбло — название группы мастеров (живописцев, архитекторов, ювелиров и пр.), работавших во дворце Фонтебло, королевском дворце эпохи Ренессанса.
Зато название картины дает возможность определить, кто изображен на полотне. Хотя и тут имеются разные версии. Но о них чуть позже.
Начнем с главной героини, личности, которая не вызывает сомнений. Справа (от нас) неизвестный художник изобразил Габриэль д’Эстре, герцогиню де Бофор и де Вернэй, маркизу де Монсо. И главное - официальную фаворитку короля Генриха IV Великого.
Габриэль д’Эстре была фавориткой короля на протяжении девяти лет. Причем, фавориткой настолько любимой, что, говорят, Генрих IV даже собирался развестись со своей бездетной женой Маргаритой Валуа и возвести Габриэль на престол.
Кольцо в руках Габриэль - как указание на то, что король обещал жениться. Даже подарил ей обручальное кольцо, золотое, с большим темным камнем, в цвет её прекрасных глаз.
Но кольцо не находится у неё на пальце как у замужней женщины. Увы, свадьба, к которой уже шла подготовка, не состоялась. на четвёртом месяце беременности Габриэль случился выкидыш. Осложнения были столь серьезные, что на следующий день она умерла.
При дворе поговаривали, что Габриэль отравили недоброжелатели. Вполне возможно, хотя точно и не доказано. Фаворитка имела на короля огромное влияние, а этого не могли допустить многие. Хотя бы тоже семейство Медичи, рвавшееся к власти во Франции. Кстати, спустя полтора года Генрих IV женился на Марии Медичи.
Несомненно на картине недоумение вызывает непонятный жест второй женщины, которая дотрагивается до соска Габриэль.
Хотя обе женщины обнажены, в этом жесте нет ничего эротического. Это намек на то, что Габриэль беременна и вскоре ей предстоит поднести ребенка к груди. И не просто ребенка, а ребенка короля.
А на то, что она носит ребенка Генриха IV указывает кусочек картины, что виден на стене за спинами женщин. А поза мужчины должна сообщить о мужской силе короля.
Стоит обратить внимание и на даму в розовом платье в глубине картины.
Она, как предполагается, вышивает праздничную ленту для ребенка, которого ждет Габриэль.
Рассмотрим, что же делают две центральные героини картины. Они обнажены (на них только сережки) и сидят в ванне, покрытой тканью.
Надо отметить, что изображение обнаженных женских тел в ванне - один из излюбленных приемов художников школы Фонтенбло. Таким образом, они подчеркивали, что женская красота требует ухода и труда.
Обычно красавицы тех времен не принимали горячих ванн. Считалось, что горячая вода расширяет поры на коже и открывает доступ разным болезням. Нет, взамен горячей воды ванны для них наполняли вином или молоком. В данном случае, скорее всего ванна наполнена вином. И такая ванна принималась исключительно для косметических целей.
Если с женщиной справа вопросов не возникает. Её однозначно все искусствоведы связывают с именем Габриэль д’Эстре, то вопрос о том, кто же изображен рядом с ней, вызывает неоднозначные версии.
Конечно, по названию картины вероятнее всего предположить, что это сестра Габриэль д’Эстре. И называется имя - Жюльенна д`Эстре, герцогиня де Виллар. Но дело в том, что у Габриэль было пять сестер, и какую в качестве модели выбрал художник, неизвестно.
Конечно, некоторое фамильное сходство наблюдается.
Но существует мнение, что на картине изображена первая жена Генриха IV Маргарита де Валуа, а непонятный жест на картине, как намек на её бесплодность. В то время, как Габриэль родила Генриху детей. Кстати, троих, которых Генрих IV официально признал.
Габриэль д’Эстре было всего 26 лет, когда она скончалась. На следующий день после ее смерти Генрих IV написал: "Мое несчастье столь же несравненно, как и та, кто стала его причиной. Скорбь будет сопровождать меня до конца дней". В память о ней Генрих облачился во все черное, что было запрещено королям Франции.