Найти тему

Судьба чудного мальчика Мики с картины Серова

Из всех картин Валентина Серова мне больше всех нравится его «Мика Морозов» Я не единственная, кто восхищается этим чудным портретом прелестного мальчика, от него же трудно оторвать взгляд!

Уже писала об этой картине в предыдущей статье. А сейчас хочется поговорить о том, как же сложилась судьба этого мальчика? Что ждёт его? Ведь впереди революция, а он из очень богатой семьи.

На картине ему лет пять. Трудно представить, что этот курчавый жизнерадостный и по всему видно, гиперактивный ребёнок, когда-то станет взрослым. А он, конечно, им стал. При этом, на картине так и остался тем самым кудрявым мальчиком. А те, кто встречался на его жизненном пути с удивлением, что этот высокий, грузноватый мужчина Михаил Михайлович и был тем самым курчавым хрупким мальчиком.

Мика родился в очень богатой семье, известной во всей России.
Он сын предпринимателя и мецената Михаила Абрамовича Морозова,

Его отец был коллекционером и другом русских художников. Картины из его коллекции и сейчас составляют гордость Третьяковской галереи, Эрмитажа и МИИ им. Пушкина.

У мамы мальчика случились преждевременные роды, ребёнок родился недоношенным и очень слабым. Никто даже не наделся на то, что он выживет. Сердце новорожденного поразил спазм. Его еле откачали. Боясь, чтобы Бог не прибрал малыша некрещённым, его спешно крестили.

А он выжил.

Потом, много лет спустя, его мама сама удивлялась, как из этого хилого ребёночка вырос «крупный, широкоплечий, могучий мужчина»

-2

Здоровье у Мики долго оставалось слабенькое но ежегодные поездки на Волгу в Тверской губернии, а осенью на море помогли. К четырём годам мальчик вырос и окреп. Таким мы его и видим на портрете. Уже во время курчавого детства Мики превосходно знал английский язык, И не удивительно, с ним с рождения занималась гувернантка англичанка мисс Маквит. .

Кроме блестящего владения английским языком, он знал также и французский, и любил французскую поэзию, особенно Мольера.

Ничего не было бы удивительного, если бы Михаил Морозов уехал бы из России после революции. Но он не уехал. Он и не пострадал в сталинские времена. Его не репрессировали даже за не пролетарское происхождение. Он сделал замечательную научную карьеру.

Его жизнь складывалась по-разному, но в общем, не плохо. Он прожил её достойно. И главным делом его жизни был Шекспир. Не зря его учила в детстве языку Шекспира гувернантка мисс Маквит. Он стал шекспироведом и как шекспироведа его знали не только в нашей стране, но и в других странах.

-3

Михаил Михайлович преподавал на кафедре филологического факультета МГУ, там и сейчас висит его портрет. Конечно, не портрет Мики Морозова, а портрет солидного учёного Михаила Михайловича Морозова.

Умер Михаил Михайлович Морозов неожиданно и при обстоятельствах достойных упоминания. Он в своей взрослой жизни страдал от стенокардии, что и послужило причиной смерти в 55-ть лет. Сердце не вынесло потрясения.

Тогда, в 1952 году в стране готовилась Международная конференция, на которую были приглашены западные бизнесмены, в основном, потомки русский эмигрантов известных купеческих фамилий. Рябушинских, Морозовых, Елисеевых, Коншиных , Мамонтовых и др. Страна в те времена нуждалась в иностранных инвестициях.

Официально эта встреча называлась «Совещание промышленников». Встреча готовилась тщательно ввиду её важности. Стал вопрос, кто будет встречать и сопровождать наших гостей из представителей белой эмиграции.

Посчитали, что лучше и не может быть, чем шекспировед Морозов.

Мало того, что блестяще говорит на европейских языках, так ещё и потомок славной купеческой семьи.

Михаила Михайловича вызвали в ЦК в кабинет Анастаса Микояна. Он сразу согласился. И тут вдруг выясняется, что у него нет приличного костюма. И вообще живёт он в коммуналке. И зарплата так себе. Вопрос был решён моментально. Микоян подписал длинный список, чтобы обеспечить шекспироведу самый высокий статус.

Список включал не только приличный костюм. Но ещё и много других приятных и неслыханных по тем временам вещей. Отдельная квартира на Фрунзенской набережной, дача, персональный автомобиль. А Микоян держал всегда слово.

Михаила Михайловича после встречи в ЦК доставили домой в его коммуналку на правительственном авто. Неслыханно. И сердце не выдержало такой сногсшибательной радости. Инфаркт и смерть. Случилось это 9 мая 1952 года.

Вот такая судьба мальчика Мики с портрета художника Валентина Серова.