Автор, впервые отправивший свой текст в издательство, ждет ответа с нетерпением и надеждой. Но часто даже не представляет, какой долгий и непростой путь придется пройти его книге, прежде чем он сможет взять в руки пахнущий типографской краской авторский экземпляр. Конечно, это в случае благоприятного ответа издательства, но и его можно ждать довольно долго.
Поэтому я разделила весь путь книги на два этапа: до подписания договора и после. А значит, будет две статьи на эту тему.
В руках редактора
Отправленный автором по электронной почте файл с текстом книги, аннотацией и синопсисом оказывается у ведущего редактора. Это человек, который отвечает за определенный отдел, а в крупных издательствах – за серию. Поэтому, чтобы текст попал кому надо, следует указать в письме жанр, тему и в идеале – серию.
Редактор читает аннотацию, и если она подходит под концепцию серии, то знакомится с синопсисом – кратким, не более 2-х вордовских листов изложением содержания книги. Сам текст ведущий редактор обычно не читает, в крайнем случае, пару страниц в начале. Поэтому синопсис очень важен. Именно на основании его редактор определяет дальнейшую судьбу книги. И пути тут три:
- В корзину для удаленных файлов.
- В папку «ну, может, когда-нибудь пригодится», что почти то же самое.
- На рассмотрение рецензенту.
Понимаете теперь, насколько важно хорошо написать синопсис? О том, как его надо писать, я вам обязательно расскажу. Писатели, которые уже давно и успешно издаются, имеют привилегию – они синопсис могут не писать.
На столе у рецензента
Рецензент – это обычно фрилансер, работающий удаленно. Авторы, как правило, даже не знают его. Учитывая большую загруженность издательства текстами, можно уверенно сказать, что у рецензента очередь, а значит, книга, а вместе с ним и автор, будут ждать рассмотрения, иногда и не один месяц. Бывает, обязанности рецензента берет на себя ведущий редактор, но к новым авторам это не относится.
Рецензент весь текст читает, причем внимательно и пишет рецензию. В нее входит следующее:
- Краткий пересказ книги (тот же синопсис, только в другом исполнении).
- Характеристика героев, мира, времени повествования.
- Основная идея книги и ее раскрытие автором.
- Динамичность сюжета, логика событий и поступков героев.
- Композиция и структура текста.
- Качество стиля и уровень грамотности.
- Целевая аудитория.
- Общее впечатление.
От рецензента обычно не требуется заключение о возможности публикации. Хотя такие рекомендации могут быть, но они не играют решающей роли.
Решение принимает ведущий редактор на основании синопсиса и рецензии. Сам текст он тоже может почитать, только, скорее всего, не весь, а отрывками. И то только в том случае, если книга на основании рецензии вызвала интерес, ее содержание и описания рецензента чем-то зацепили. Положительное решение ведущего утверждает главный редактор и часто маркетологи. И если все инстанции дали «добро», то автор получает долгожданное письмо о том, что издательство готово заключить с ним договор.
При отрицательном решении не получает ничего. Очень редко, но бывает, что издательства (особенно небольшие) сообщают об отказе. Но рецензии не высылаются и причины отклонения текста не озвучиваются.
Но я надеюсь, ваша книга обязательно перейдет на второй этап. О нем я расскажу в следующей статье.
Продолжение следует! Читать здесь.
И вам, думаю будут интересны следующие статьи:
О том, как послать текст в издательство.
О заблуждениях, связанных с изданием книг.
Что такое неформат в литературе.
Подписывайтесь на мой канал, задавайте вопросы, высказывайте свое мнение. Я обязательно вам отвечу.