Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
...Он - автогонщик. Она - кинопродюсер. У каждого из них трагический случай унес любимого человека. Но вот они встретились, и...
"ша-ба-ба, па-ба-да-да-да"... Зазвучала завораживающая музыка Френсиса Лея. Зашумел морской прибой на берегу Ла Манша. Пронеслись чередой ослепительных вспышек воспоминания. И началась новая и в то же время старая, как мир, история любви...
Этот фильм был снят на одном дыхании - всего за два месяца, методом импровизаций, спонтанных диалогов. Он получился трогательно лиричным, человечным и удивительно эмоциональным. Увенчанная золотом Канна и "Оскаром", мелодрама Клода Лелуша "Мужчина и женщина" стала для него фетишем, талисманом, наваждением.
Триумф 1966 года не давал ему покоя. Хотелось во что бы то ни стало повторить, а то и превзойти свой успех. И все последующие годы Лелуш так или иначе вспоминал о нем на экране.
Иногда эта тоска о звездном часе проявлялась уже в самом названии фильма ("Другой мужчина, другой шанс").
Иногда приобретала насмешливый оттенок. Вроде сцены, где в тюремном кинозале заключенные смотрели восхитительно снятые кадры финальной встречи героев "Мужчины и женщины" ("Новый год").
И наконец, в прямом продолжении и своеобразном итоге - картине "Мужчина и женщина 20 лет спустя"(1986), где после долгого перерыва вновь снимались вместе прекрасные актеры - Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме...
Александр Федоров, 1990
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: 20 ЛЕТ СПУСТЯ / UN HOMME ET UNE FEMME, VINGT ANS DEJA. ФРАНЦИЯ, 1986
Для Клода Лелуша появление этого фильма никак нельзя назвать случайным всплеском ностальгии. Вероятно, он решил продемонстрировать весь спектр кинопалитры, освоенный за 20 лет после своего знаменитого шедевра.
Ведь в промежутке между двумя частями дилогии он ставил не только камерные, скромные по бюджету картины, но и масштабные ленты, многофигурные романы и т.д.
Такой опыт не мог не сказаться на "...20 годах спустя". Лелушу стало тесно в рамках "обычной" мелодрамы. Ему оказалось мало простого продолжения любви кинопродюсера Анны (А.Эме) и автогонщика, каскадера Жана-Луи (Ж.-Л.Трентиньян).
Известно, что после Каннского триумфа режиссер не раз говорил, что у "Мужчины и женщины" финал намечался печальный, но якобы его не удалось снять.
Теперь он, похоже, взялся доказать, что давнее заявление не было кокетством: герои давно уже не вместе.
Но сюда добавляется еще и история их позврослевших детей. Вплетается детективная интрига о жестоком убийстве. Кроме того, герои фильма снимают и снимаются в кино, и эпизоды съемок тоже включены в действие. Плюс, разумеется, кадры из "Мужчины и женщины" 1966 года.
И всё это в причудливом монтаже, безукоризненно отшлифованном в предыдущих картинах.
Даже краткий пересказ этих наслаивающихся друг на друга сюжетных линий занял бы, наверное, немало страниц.
И хотя под приятную музыку Ф.Лея оператор разворачивает на экране грандиозные панорамы и пейзажи, чувствуется исчерпанность рассказанной когда-то очаровательной истории.
Импровизационная атмосфера, которая так подкупала зрителей, сменилась склонностью к гигантомании.
Недаром Лелуш так часто выводит на первый план многих мизансцен эффектную машинерию. По ходу сюжета она призвана подчеркнуть безграничные технические возможности съемочной группы, которую возглавляет героиня Анук Эме...
Но даже в этой, на мой взгляд, не лучшей работе Лелуша виден его талант.
Хороши, к примеру, сцены, когда в кинопавильоне Ришар Берри пытается сыграть Жана-Луи в молодости, а дочь Анны (Эвелин Буи) - свою мать. У них ничего не выходит. Любовь их персонажей прозаична, буднична, лишена искренности.
Представляю, какой нелегкой была такая актерская задача для пластичной, готовой загореться от любой искры режиссерской импровизации Э.Буи!
И тут Лелуш "флэшбэками" вновь напоминает нам, как это было "на самом деле" в исполнении Третиньяна и Эме.
И не знаешь, чего здесь больше - самоиронии, ностальгии или печального признания автора, что и сама история "...20 лет спустя" обречена сейчас на столь же невыгодное сравнение с "оригиналом".
А еще где-то между аттракционами детективных и автогоночных историй запоминаются взгляды чуть постаревших Трентиньяна и Эме.
Не персонажей, а больших актеров, сумевших за эти 20 лет не растерять себя и по-прежнему способных уже одним своим присутствием на экране удержать внимание зрителей.
Мне иногда кажется, что Лелуш вполне мог бы снять с этим обаятельным дуэтом фильм без единого слова. Настолько велика притягантельность их личностей и дарования...
Александр Федоров, 1990
P.S. Подробно о творчестве зарубежных кинозвезд и режиссеров можно прочесть в моей монографии: "Западный экран:авторы и звезды (записки из прошлого века)" (книга вышла уже несколькими изданиями, начиная с 2011 года), которая есть в сети (а pdf) в свободном доступе...