17 июля прошла встреча главы Минпромторга Дениса Мантурова с руководителем Архангельской области Игорем Орловым. Как отмечается в сообщении пресс-службы министерства, одним из пунктов беседы стало обсуждение возможности участия верфей Архангельской области в проекте по разработке шельфового месторождения природного газа "Каменномысское-море" компании "Газпром" в Обской губе.
За этим, казалось бы, рядовым сообщением скрывается достаточно важная для архангельских кораблестроителей история. В Северодвинске находятся два крупнейших не только региональных, но и федеральных предприятия – производственное объединение "Севмаш" и Центр судоремонта "Звездочка".
В настоящее время обе верфи работают в основном на гособоронзаказ. Однако уже объявлено, что в ближайшие годы он, как минимум, не будет расти, а скорее будет сокращаться. Увеличение доли гражданских заказов заявляется одной из главных целей развития отрасли. В этой связи строительство объектов проекта "Каменномысское-море" пришлось бы весьма кстати для двух верфей, официальная численность работников которых превышает 45 тыс. человек.
К тому же, у "Севмаша" уже есть опыт участия в сопоставимом проекте – создании по заказу "Газпром нефти" морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная" для добычи нефти Печорского моря.
Пара слов о месторождении "Каменномысское-море". Оно было открыто в 2000 году. Название получило в честь расположенного неподалёку посёлка Мыс Каменный. Запасы газа оцениваются на уровне 535 млрд куб. м, что позволяет ежегодно добывать порядка 15 млрд куб. м в течение 13 лет. Как следует из презентации компании "Газпром добыча Ямбург" для добычи планируется создать четыре куста наклонно-направленных скважин.
Добыча в Обской губе осложняется сложным ледовым покровом и низкими температурами. Для противостояния льду основание буровой платформы будет иметь клиновидную форму. Длина платформы для проекта "Каменномысское-море" составит 135 м, ширина – 69 м. В дальнейшем к ледостойкой платформе добавится ледостойкий блок-кондуктор.
Строительство первой платформы начнётся в 2020 году. В 2023 году платформа должна быть отбуксирована на место работы в Обскую губу. Для обслуживания месторождения планируется создать специальный флот судов на воздушной подушке.
Завод-строитель инфраструктуры для "Каменномысское-море" будет выбран по конкурсу, который, как ожидается, будет объявлен осенью 2019 года. Ранее, помимо тандема "Звездочки" и "Севмаша" в конкурсе планировал участвовать Выборгский судостроительный завод совместно с южнокорейской компанией Samsung Heavy Industries. Вполне возможно, появятся и новые претенденты.
Впрочем, рассуждая о перспективах проекта "Каменномысское-море", не стоит забывать о печальной судьбе ещё одного арктического мега-проекта "Газпрома" – Штокмановском месторождении. С ликвидацией в июне 2019 года компании Shtokman Development ориентированный на рынок США проект, похоже, окончательно закрылся.
Также не стоит забывать о том, что платформы для ещё одного мега-проекта в Арктике – завода "Арктик СПГ – 2" компании "Новатэк" будут строиться на создаваемой с нуля верфи в Мурманской области. Хотя, казалось бы, у корабелов из Северодвинска были все шансы участвовать в этом проекте.
Будем надеяться, что разработчики и участники нового проекта в Обской губе учтут эти уроки.
Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о развитии сотрудничества "Росатома" с финским бюро Aker Arctic.