Найти тему
Наталья Швец

Семейная икона

Икона Тихвинской Богоматери
Икона Тихвинской Богоматери

Наша семья, привыкшая к кочевому образу жизни — цыганские корни давала о себе знать, постоянно переезжала с места на место. Дед потом говорил, что искали там, где  будет жить легче. Таганрог, Новошахтинск, Краснодар, Ейск, Севастополь...

Но куда бы не приезжали и где бы не останавливались, неизменно на стену в красный угол в первую очередь дед вешал старую икону Тихвинской Богоматери. Дедушка всегда крестился на неё  и читал молитву перед тем, как вся семья садилась кушать. Без этого традиционного обряда никто к обеду не приступал. Все сидели и терпеливо ждали, даже я, которой тогда было совсем немного лет...


  Сколько человек преклоняли перед ней колени, молили о прощении и просили даровать удачу, сказать не берусь. Доподлинно знаю одно, в годы оккупации прабабка Дуня, которая была по национальности русской, и родилась где-то под Рязанью, молилась перед образами дённо и нощно. Богородица услышала молитвы. Ибо  семью, которая стояла на расстрельном списке в первых рядах в силу принадлежности к цыганскому племени, не успели уничтожить.


  В конце войны случилось большое несчастье. Евдокия сошла с ума. Сказалась жизнь в фашисткой оккупации и каждодневное ожидание расстрела. В припадке безумия она схватила топор и с диким криком  разрубила икону пополам. Икона раскололась в аккурат по лику Богомладенца.  Доски собрали, кое-как скрепили гвоздями с тыльной стороны и вновь водрузили на почётное место. Когда смотришь на образ, кажется, что младенец скривился от боли.


Много лет спустя, когда мир пришёл на землю и семья наконец-то обрела постоянное место жительства, младшая внучка Евдокии Люся, комсомолка, красавица, замечательная певунья и моя тётя, вдруг решила заработать на этой иконе и собралась продать. Её отец, мой дед Василий ругался так, что казалось стены нашего маленького домика того и гляди рухнут. Он бешено вращал маленькими чёрными глазками и кричал, что не позволит продавать Богоматерь, потому что это страшный грех.


     Досталось и мне, хотя моя роль в силу младости лет в этой истории сводилась лишь к участию в группе поддержки. Однако деду не мешало апеллировать ко мне, как к равной.  Именно от него тогда впервые узнала о художниках-богомазах, которые в старые времена жили при монастырях. Распалившийся дед Василий прочитал целую лекцию о том, как иконы рисовались артелями. По его словам, один создавал рисунок будущего образа, другой - одежды, третьи — сам лик... Были и такие, кто  искусственно состаривали икону.  Какой там Рублёв или Феофан Грек, кипел он. В Закарпатье за кусок сала с хлебом малевали!


  Люся тихонько посмеивалась: вот окажется, что  автор - известный художник, тогда батя узнает! И сам побежит продавать! Потом оказалось, что музей, куда написала письмо, предложил привезти икону для оценки.

Её старшие братья, мои дядья, узнав об этом семейном скандале, вступились в защиту образа. В результате икона осталась на своём месте.
Потом, уже после смерти деда, Люся довольно жестоко с ней обошлась. Во время очередного ремонта выкинула образ в сырые сени. Там икона довольно долгое время валялась, покрытая белой извёсткой и заляпанная краской. В один из моих приездов в родные пенаты я ужаснулась плачевному состоянию образа и забрала икону.


С тех пор мы не расстаемся с Богоматерью. Она была со мной годы учебы, работы, оберегает меня и сейчас. В 90-х я тоже решила узнать её ценность, но только пошла дальше своей тёти. Я всё-таки отвезла её на экспертизу, чем жутко развеселила старшего дядьку. Он,  долго смеялся и всё время спрашивал: семейное, что ли?


  В ходе экспертизы было установлено, что образ написан в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого века. Автор, по мнению искусствоведа, жил где-то на Западной Украине и, по всей видимости, работал в артели богомазов. Художественной ценности не имеет, однако, может использоваться как предмет культового поклонения. Словом, дед Васька был прав, когда ругал нас с пеной у рта.


Надо сказать, что я совсем не расстроилась, когда узнала об этом. К тому времени уже стала понимать, в чём заключается богатство образа, который столько десятилетий находится в нашей семье.

Публикация по теме: Наш старый дом