Найти в Дзене
киНоНостальгия

5 крутых мафиозных детективов от режиссера "Спрута".

Первый сезон "Спрута" в СССР прошел триумфально. Мне же кажется, что из всего "мафиозного" цикла режиссера Дамиано Дамиани - это самая слабая работа, в которой слишком много телевизионного "мыла" и мало драматургии. Итак - мой список из пяти лучших фильмов Дамиани о мафии. "Признание комиссара полиции прокурору республики" (1971) Опытный и усталый комиссар Бонавиа много лет ведет борьбу с Ломунно, мафиози, а заодно, как водится, еще и преуспевающим бизнесменом. Ломунно и его подельщики не стесняются в средствах - расправляются с неугодными, запугивают и убивают невольных свидетелей, даже если это дети, подкупают чиновников и полицейских. Один из первых фильмов, с шокирующей откровенностью показывавший преступления мафии, коррумпированность государства, насилие и произвол. Особенно гнетущее впечатление производит эпизод подробного процесса превращения мертвой свидетельницы в бетонный блок, надежно и бесследно прячущий тело в фундаменте новостройки. Горький рассказ Бонавиа идеалисту-
Оглавление
Кадр из фильма "Связь через пиццерию" (1985)
Кадр из фильма "Связь через пиццерию" (1985)

Первый сезон "Спрута" в СССР прошел триумфально. Мне же кажется, что из всего "мафиозного" цикла режиссера Дамиано Дамиани - это самая слабая работа, в которой слишком много телевизионного "мыла" и мало драматургии. Итак - мой список из пяти лучших фильмов Дамиани о мафии.

"Признание комиссара полиции прокурору республики" (1971)

 Мартин Бэлсам в роли комиссара Бонавиа
Мартин Бэлсам в роли комиссара Бонавиа

Опытный и усталый комиссар Бонавиа много лет ведет борьбу с Ломунно, мафиози, а заодно, как водится, еще и преуспевающим бизнесменом. Ломунно и его подельщики не стесняются в средствах - расправляются с неугодными, запугивают и убивают невольных свидетелей, даже если это дети, подкупают чиновников и полицейских.

кадр из фильма "Признание комиссара полиции прокурору республики" (1971)
кадр из фильма "Признание комиссара полиции прокурору республики" (1971)

Один из первых фильмов, с шокирующей откровенностью показывавший преступления мафии, коррумпированность государства, насилие и произвол. Особенно гнетущее впечатление производит эпизод подробного процесса превращения мертвой свидетельницы в бетонный блок, надежно и бесследно прячущий тело в фундаменте новостройки.

Франко Неро в роли прокурора Траини (справа)
Франко Неро в роли прокурора Траини (справа)

Горький рассказ Бонавиа идеалисту-прокурору о безнадежной борьбе и есть "признание". Отчаявшийся Бонавиа идет на крайние меры и находит единственный способ восстановить справедливость. Прекрасен и печален финальный кадр на ступенях дворца правосудия. Немой вопрос на лице прокурора, потрясенного трагической развязкой, - и ответная реплика начальства: "У нас что-то не в порядке?"

"Я боюсь" (1977)

Джан-Мария Волонте в роли Грациано
Джан-Мария Волонте в роли Грациано

Великий актер Джан-Мария Волонте в роли полицейского, подавшегося на службу чтобы прокормить родню с нищего Юга. После очередной переделки Грациано переводится на "спокойную" работу - охранять судью, не занимающегося "опасными" делами. Случай меняет все - обычная криминальная история выводит на опасную преступную организацию.

Кадр из фильма "Я боюсь" (1977)
Кадр из фильма "Я боюсь" (1977)

Дамиани идет еще дальше в живописании деяний организованной преступности. Наемные убийцы, расстрелы посреди улицы, убийства среди бела дня, трупы в лужах крови - для того времени шокирующие своей натуралистичностью кадры.

Джан-Мария Волонте в роли Грациано
Джан-Мария Волонте в роли Грациано

Еще более гнетущее впечатление производит атмосфера страха и безнадежности. Когда не знаешь кому доверять, когда пулю можно получить в обычном кинотеатре, когда каждый нечаянный свидетель - гарантированный мертвец. "Я боюсь" - великолепный образец параноидального политического триллера 70-х.

"Человек на коленях" (1979)

Джулиано Джемма в роли Нино Перальта
Джулиано Джемма в роли Нино Перальта

Снова история "маленького человека", который хочет спокойно жить. Нино - бывший угонщик, отсидевший срок, а теперь мелкий лавочник и счастливый семьянин. Неожиданно Нино узнает, что он в "черном списке" мафии. Почему? За что? Нино предстоит выяснить причины и побороться за свою жизнь и человеческое достоинство.

Микеле Плачидо и Джулиано Джемма в фильме "Человек на коленях"
Микеле Плачидо и Джулиано Джемма в фильме "Человек на коленях"

Фильм украшает замечательный дуэт - Джулиано Джемма в роли Нино Перальта и молодой Микеле Плачидо в роли мелкого мафиози. Джемма, герой спагетти-вестернов, ожидаемо играет настоящего мужика, которого запросто не сломить. Совсем неожиданно выступает Плачидо в роли подлого, трусливого и жалкого шантажиста и убийцы.

Кадр из фильма "Человек на коленях" (1979)
Кадр из фильма "Человек на коленях" (1979)

Дамиани интересует поведение обычных людей, сталкивающихся с мафией на "бытовом" уровне. Станет ли Нино Перальта "человеком на коленях", еще одним мелким подручным местного Дона, или сумеет остаться свободным человеком - главный вопрос для Дамиани.

"Предупреждение" (в СССР - "Следствие с риском для жизни") (1980)

Джулиано Джемма в роли комиссара Барези
Джулиано Джемма в роли комиссара Барези

Джулиано Джемма - полицейский с убеждением, что идти в борьбе надо до конца. Но далеко не каждый коллега готов поддержать несгибаемого комиссара. Ведь вокруг, в коррумпированной системе - и прямо купленные "оборотни в погонах", и просто испуганные люди, не готовые быть "героями", тем более "мертвыми героями".

Кадр из фильма "Предупреждение" (1980)
Кадр из фильма "Предупреждение" (1980)

Переодетые карабинерами убийцы устраивают бойню в стенах полицейского управления. Убит важный свидетель, готовый давать показания на очень "уважаемых" людей, следователь, случайно попавшие под огонь полицейские. Очевидно, что такую дерзкую акцию могли благословить, подготовить и осуществить только очень влиятельные силы...

Джулиано Джемма и Мартин Бэлсам
Джулиано Джемма и Мартин Бэлсам

И снова прекрасный дуэт - несгибаемый Джулиано Джемма и Мартин Бэлсам в роли не очень решительного судьи Мартораны. Сомнения Мартораны понятны - стоит бросать вызов влиятельным людям "со связями" и раздражать начальства? До пенсии совсем недалеко. Комиссару придется проявить дерзость и смекалку, чтобы убедить Марторану побороть страх и приступить к решительным действиям.

"Связь через пиццерию" (1985)

Микеле Плачидо в роли Марио Виалоне
Микеле Плачидо в роли Марио Виалоне

От полицейских снова к "будням мафии". Киллер Марио Виалоне приезжает из Нью-Йорка в Палермо исполнить "заказ". Марио решает привлечь к "работе" младшего брата. Побуждения - самые добрые, надо вывести родственника в люди. Марио сам начинал с низов, а теперь владеет пиццерией в Нью-Йорке, уважаемый человек.

Кадр из фильма "Связь через пиццерию" (1985)
Кадр из фильма "Связь через пиццерию" (1985)

Как и в "Человеке на коленях" Дамиани интересует мафия на "бытовом" уровне. Как становятся "человеком мафии"? Как это - убить человека в первый раз? Что за люди мафиози? Старший брат смог стать эффективным и изобретательным убийцей. Младший всеми силами противится насилию. Боссы ждут выполнения работы. Чем закончится конфликт?

Микеле Плачидо в фильме "Связь через пиццерию"
Микеле Плачидо в фильме "Связь через пиццерию"

Многие упрекали Дамиани, что в этом фильме он увлекся почти мелодраматическим сюжетом, разбавленным стрельбой и кровью. Да, "Связь через пиццерию" смотрится скорее как крепкая криминальная драма, чем политический триллер. Что, впрочем не мешает получить от просмотра удовольствие и спустя 30 с лишним лет.

Кстати, о времени. Пересматривая сегодня фильмы Дамиани, с грустью отмечаешь их печальную актуальность. Помню, как мы сопереживали итальянцам в ранние 80-е: "Как же они там живут? На улицах стреляют, все погрязло в коррупции. Страшно, должно быть"

О любимых в СССР итальянских актрисах читайте здесь.

Понравился материал? Подписывайтесь на мой канал, ваша поддержка вдохновляет писать больше и лучше. Спасибо!