Первый сезон "Спрута" в СССР прошел триумфально. Мне же кажется, что из всего "мафиозного" цикла режиссера Дамиано Дамиани - это самая слабая работа, в которой слишком много телевизионного "мыла" и мало драматургии. Итак - мой список из пяти лучших фильмов Дамиани о мафии.
"Признание комиссара полиции прокурору республики" (1971)
Опытный и усталый комиссар Бонавиа много лет ведет борьбу с Ломунно, мафиози, а заодно, как водится, еще и преуспевающим бизнесменом. Ломунно и его подельщики не стесняются в средствах - расправляются с неугодными, запугивают и убивают невольных свидетелей, даже если это дети, подкупают чиновников и полицейских.
Один из первых фильмов, с шокирующей откровенностью показывавший преступления мафии, коррумпированность государства, насилие и произвол. Особенно гнетущее впечатление производит эпизод подробного процесса превращения мертвой свидетельницы в бетонный блок, надежно и бесследно прячущий тело в фундаменте новостройки.
Горький рассказ Бонавиа идеалисту-прокурору о безнадежной борьбе и есть "признание". Отчаявшийся Бонавиа идет на крайние меры и находит единственный способ восстановить справедливость. Прекрасен и печален финальный кадр на ступенях дворца правосудия. Немой вопрос на лице прокурора, потрясенного трагической развязкой, - и ответная реплика начальства: "У нас что-то не в порядке?"
"Я боюсь" (1977)
Великий актер Джан-Мария Волонте в роли полицейского, подавшегося на службу чтобы прокормить родню с нищего Юга. После очередной переделки Грациано переводится на "спокойную" работу - охранять судью, не занимающегося "опасными" делами. Случай меняет все - обычная криминальная история выводит на опасную преступную организацию.
Дамиани идет еще дальше в живописании деяний организованной преступности. Наемные убийцы, расстрелы посреди улицы, убийства среди бела дня, трупы в лужах крови - для того времени шокирующие своей натуралистичностью кадры.
Еще более гнетущее впечатление производит атмосфера страха и безнадежности. Когда не знаешь кому доверять, когда пулю можно получить в обычном кинотеатре, когда каждый нечаянный свидетель - гарантированный мертвец. "Я боюсь" - великолепный образец параноидального политического триллера 70-х.
"Человек на коленях" (1979)
Снова история "маленького человека", который хочет спокойно жить. Нино - бывший угонщик, отсидевший срок, а теперь мелкий лавочник и счастливый семьянин. Неожиданно Нино узнает, что он в "черном списке" мафии. Почему? За что? Нино предстоит выяснить причины и побороться за свою жизнь и человеческое достоинство.
Фильм украшает замечательный дуэт - Джулиано Джемма в роли Нино Перальта и молодой Микеле Плачидо в роли мелкого мафиози. Джемма, герой спагетти-вестернов, ожидаемо играет настоящего мужика, которого запросто не сломить. Совсем неожиданно выступает Плачидо в роли подлого, трусливого и жалкого шантажиста и убийцы.
Дамиани интересует поведение обычных людей, сталкивающихся с мафией на "бытовом" уровне. Станет ли Нино Перальта "человеком на коленях", еще одним мелким подручным местного Дона, или сумеет остаться свободным человеком - главный вопрос для Дамиани.
"Предупреждение" (в СССР - "Следствие с риском для жизни") (1980)
Джулиано Джемма - полицейский с убеждением, что идти в борьбе надо до конца. Но далеко не каждый коллега готов поддержать несгибаемого комиссара. Ведь вокруг, в коррумпированной системе - и прямо купленные "оборотни в погонах", и просто испуганные люди, не готовые быть "героями", тем более "мертвыми героями".
Переодетые карабинерами убийцы устраивают бойню в стенах полицейского управления. Убит важный свидетель, готовый давать показания на очень "уважаемых" людей, следователь, случайно попавшие под огонь полицейские. Очевидно, что такую дерзкую акцию могли благословить, подготовить и осуществить только очень влиятельные силы...
И снова прекрасный дуэт - несгибаемый Джулиано Джемма и Мартин Бэлсам в роли не очень решительного судьи Мартораны. Сомнения Мартораны понятны - стоит бросать вызов влиятельным людям "со связями" и раздражать начальства? До пенсии совсем недалеко. Комиссару придется проявить дерзость и смекалку, чтобы убедить Марторану побороть страх и приступить к решительным действиям.
"Связь через пиццерию" (1985)
От полицейских снова к "будням мафии". Киллер Марио Виалоне приезжает из Нью-Йорка в Палермо исполнить "заказ". Марио решает привлечь к "работе" младшего брата. Побуждения - самые добрые, надо вывести родственника в люди. Марио сам начинал с низов, а теперь владеет пиццерией в Нью-Йорке, уважаемый человек.
Как и в "Человеке на коленях" Дамиани интересует мафия на "бытовом" уровне. Как становятся "человеком мафии"? Как это - убить человека в первый раз? Что за люди мафиози? Старший брат смог стать эффективным и изобретательным убийцей. Младший всеми силами противится насилию. Боссы ждут выполнения работы. Чем закончится конфликт?
Многие упрекали Дамиани, что в этом фильме он увлекся почти мелодраматическим сюжетом, разбавленным стрельбой и кровью. Да, "Связь через пиццерию" смотрится скорее как крепкая криминальная драма, чем политический триллер. Что, впрочем не мешает получить от просмотра удовольствие и спустя 30 с лишним лет.
Кстати, о времени. Пересматривая сегодня фильмы Дамиани, с грустью отмечаешь их печальную актуальность. Помню, как мы сопереживали итальянцам в ранние 80-е: "Как же они там живут? На улицах стреляют, все погрязло в коррупции. Страшно, должно быть"
О любимых в СССР итальянских актрисах читайте здесь.
Понравился материал? Подписывайтесь на мой канал, ваша поддержка вдохновляет писать больше и лучше. Спасибо!