Это открытка 1930 года. Трамвай играл настолько большую роль в жизни города, что в любой городской вид попадал и трамвай, и трамвайные пути, и сложные развязки. Именно эту открытку, с Балтийским вокзалом я отобрал по простой причине. Оранэла с самого начала выступала конкурентом Петергофской, позже Балтийской железной дороги, которая начиналась здесь. Так же как Оранэла, она шла через Лигово, Стрельну, Петергоф и до Ораниенбаума. Но уж очень далеко была железная дорога от исторической Петергофской дороги. Вдоль нее-то и жили потенциальные клиенты Оранэлы – дачники. К тому моменту, когда Общество Ораниенбаумской электрической железной дороги только утвердило свой устав, Балтийская железная дорога работала уже полвека и приносила прибыль. Откройся Оранэла в том виде, в котором ее задумали – и поток денег перетёк бы ее хозяевам.
Кстати, в советское уже время как раз в 1930-м году, когда вышла открытка, поезда на Оранэлу должны были отходить отсюда, с Балтийского вокзала. В споре между железнодорожниками и трамвайщиками – кому будет принадлежать уникальная электрическая дорога был вроде как найдет компромисс. Участок от Нарвских ворот до Автово отходил бы в трамвайную сеть. А кусок от Автово до Стрельны присоединили бы специальной веткой к Балтийскому вокзалу. Начали уже и строить эту ветку ударными темпами, но вдруг на самом верху приняли решение - отдать всю Стрельнинскую линию городскому трамваю.
И если Оранэлу можно условно считать первой отечественной электричкой, то по Балтийской линии пошли уже самые настоящие электрички одними из первых в СССР – в 1933 году. Через три года после издания этой открытки.
Кстати, обратите внимание на перфорацию по боковой стороне открытки. Иногда их продавали в виде книжечек. Карточку можно было оторвать при необходимости, как чек из чековой книжки. Очень удобно.