Найти тему
Музей Оранэлы

Эх, Шурик!

Этой открытке уже больше ста лет. Какого года выпуска, сказать трудно, но на обратной стороне стоит штемпель декабря 1913 года. Года, в котором начали строительство Оранэлы.

Открытка подписана. Такие послания из прошлого всегда интересно читать. Даже и не чувствуешь никакой вины от того, что заглядываешь в чьи-то секреты. Да и не было ничего секретного в открытке. Мне кажется людям даже немного нравилось писать так, чтобы любой другой мог прочитать. И текст соответствующим образом составляли.

Вот и здесь читаем:

«Шурик! Поздравляю с Рождеством и Новым годом!»

Шурик, в данном случае, кстати, женское имя, потому что адресатом значится «Александра Алексеевна»

Эх, Шурик… Ничего хорошего не принесет новый, 1914-й год. Начнется Первая мировая война, которая истощит Россию и приведет ее к революции… Именно война сыграет роковую роль в судьбе Оранэлы. Часть материалов будет реквизирована на нужды фронта, с работы уволят всех немцев, а их было не мало, вагоны не смогут доставить в Россию…

Открытка, лицевая сторона
Открытка, лицевая сторона

Открытка, обратная сторона
Открытка, обратная сторона

Но зато на этой открытке мы видим Таракановский мост, а слева от него еще один – деревянный. Первоначально его построили для конки, которая ходила от Нарвских ворот до Путиловского завода. А к 1916 году, когда все-таки удастся запустить участок Оранэлы, его укрепят и он станет трамвайным.

За мостом слева видно здание с колоннами – это кордегардия. Помещение для военных, несших службу на Нарвской заставе (все же граница города!). После революции таможенный и пограничный контроль на въезде в город стал неактуальным и здание передали под вокзал Оранэлы. Все же это была не просто трамвайная линия, а железная дорога. А как дороге без вокзала? Начальная станция, кстати, после революции называлась «Коммунары», но в скобках добавляли «Нарвские ворота», чтобы совсем понятно было.