Честно говоря, ещё недавно я склонялась к мысли, что ребёнка своего в школу не отдам, а буду по советским учебникам обучать дома сама. Появились даже мысли о небольшой семейной школе, благо коллег учителей хватает. Распределить предметы между собой и вуаля.. 4-5 детишек вполне могут в такой школе учиться. Но сейчас, несмотря на все минусы школьной системы, я все же думаю, что ребёнку надо ходить в школу. Почему?
Одним из несомненных достоинств домашнего обучения признают свободный график - это и возможность поспать, и поехать в музей днем, отправиться на прогулку, если погода хорошая, изучать математику утром, а не днем, а английский вечером. Всё подстраивается под индивидуальный график ребёнка.
Но при таком обученит должно быть несколько условий:
Первое.
Мама не должна работать, или же её график должен быть таким, чтобы легко подстраиваться под график ребёнка. Из этого следует наличие папы, который зарабатывает столько, что хватает на всю семью и ещё оставаться прилично, чтобы у мамы даже не возникали мысли о дополнительном заработке.
Второе.
Мама должна быть образована, мало одного высшего, хорошо бы наличие педагогического образования. Ведь важно не только знать, но и уметь объяснить. Для этого недостаточно купить учебник и даже книгу для учителя, которая есть почти в каждом УМК. Надо понимать методику преподавания предмета, знать педагогические технологии и техники, уметь заинтересовать и замотивировать. Далеко не каждая мама на это способна.
Третье.
Ребенку требуется социум. Знаете зачем дети ходят в школу? Общаться. Нет, не учиться, а именно общаться. Так ответили больше 70% детей в опросе на эту тему.
Если вы не водите ребёнка в школу, то где он будет общаться со сверстниками? На площадке, на развивающих занятиях, в кружках... Сможете ли вы обеспечить ему достаточное общение со сверстники? Поверьте, мне приходилось общаться с учениками с домашнего обучения. Общением это было не назвать. Любой вопрос, адресованный ребенку, переадресовывался им маме обеспокоенный взглядом. Стоит ли говорить, что мама отвечала сама.
Четвёртое.
Мама морально устойчива и сознает степень взятой на себя ответственности. Каждому из нас хочется побыть в одиночестве, заняться хобби, посмотреть фильм, почитать книгу, принять ванну. Времени на это все при условии, что ребёнок всегда дома, у мамы может и не быть. Нервы могут не выдержать и при объяснении нового материала и тд.
К тому же мама должна понимать, что если ребёнок поспал полдня, а потом ушёл изучать поведение птиц зимой, т.е попросту гулять, то на следующий день надо будет сделать в два раза больше.
Я абсолютно согласна с тем, что сегодня программу начальной школы размазали как манную кашу по тарелке, что по тем же советским учебникам её можно пройти за пару лет, что половина из того, что сейчас даётся детям ненужная информация, но ежедневно им вдалбливается. Но! Не забывайте главного, к чему ведёт строгий школьный график - к прилежанию. Если кто подумал, что это послушание, вы ошиблись. Прилежание это постоянное усердно стремление к достижению цели. По крайней мере, именно так Макаренко А. С. его понимал,и я с ним абсолютно согласна. А свободный график вкупе со свободным воспитанием могут привести в дальнейшем к плачевным результатам. Понимаете, вы же не до 11 класса с ребёнком заниматься будете, у вас просто не хватит образования, чтобы дать одновременно ребёнку и органическую химию, и дифференциальное исчисление, и теории возникновения жизни. В учебное заведение ребёнок все равно пойдёт. А теперь представьте такого ребятенка, который вместо того, чтобы выполнять задание учителя, говорит, МарьИванна, я не хочу сейчас это делать, я пойду поем свой вегетарианский завтрак...или посплю... Или лучше схожу на урок биологии. Я прямо чувствую, что сейчас надо биологией позаниматься.
Родители, вы, которые адепты домашнего обучения, вы что творите? Одумайтесь. Даже в царской России гувернеры всегда строго по расписанию детей обучали. Иначе как приучить ребёнка к труду - необязательно к физическому, но к умственному. Много бы мы получили в 19-20 в.в. Толстых, Чеховых, Пироговых, Вернадских, Сеченовых?? Эти люди творили и работали, потому что их с детства приручили к порядку и дисциплине. А уж у царских детей и вовсе времени на игры не было - так было все расписано. Потому что знали, что человека готовят к огромной ответственности - страной управлять. Почитайте про детство Николая II, если мне не верите.
А сегодня в мире гаджетов и телевидения у детей столько соблазнов, что приучать к строгому графику по поговорке "делу время - потехе час" просто необходимо. Поэтому отдавать ребёнка в школу надо, если только вы не обладаете счастливыми достоинствами в виде материальных благ, крепких нервов, высшего педагогического образования, эрудированности Вассермана.
Но есть ещё несколько причин домашнего обучения, побуждающих родителей отказаться от школы.
Физическое здоровье
- мол в школе заразиться проще простого, все грязное, бациллы, инфекции, вирусы и все такое прочее... А если дома он будет как в инкубатор расти, то за счёт чего будет укрепляться его иммунитет? Впрочем, изолировать ребёнка не получится, он все равно будет посещать общественные места, гулять, так что от болезней он не застрахован. Иными словами, нет большой разницы для здоровья, где будет учиться ребёнок дома или в школе. Хотя нет, есть. Дома вы можете организовать ежедневные занятия на канате, шведской стенке, а а также эстафеты, футбол, волейбол? Думаю, вряд ли.
И, наконец, безопасность
Всё родители переживают за детей, которым предстоит переходить дорогу, но некоторые делают из этого просто глобальную проблему. Да, бывают трагические ситуации, но, поверьте, в школах детей постоянно тренируют и учат ПДД, не меньше уделяют этому времени, чем родители дома, но ещё и играют в игры, создают игровые ситуации и квесты. Обучая ребёнка дома, вы не страхуете его от ДТП, увы, нет.
А что касается хулиганов, ворующих мелочь или одноклассников, которые обижают ваше чадо. Если у вас с ребёнком доверительное отношения, то он вам расскажет об этом незамедлительно. Сегодня все прозрачно, всех можно найти в социальных сетях, посмотреть камеры наблюдения, так что обидчик не останется безнаказанным. Такие ситуации должны закалять характер ребёнка, а не прятаться к мамке под юбку.
Ну, и наконец учителя!
Сколько душераздирающих историй мне приходилось слышать и читать, о том как учителя издевались над детьми в школе. Спорить не буду. У каждого свои тараканы в голове, и мне приходилось работать с коллегами, воспитательный стиль которых мягко говоря обескураживал. Но таких очень мало, и если нельзя договориться просто оставить ребёнка в покое, то на них есть управа в виде завучей и директора. Хотя до этого, если вы умеете вести конструктивный диалог, не дойдёт.
В общем, на сегодняшний день, объективных причин оставлять ребёнка на дома кроме отсутствия единой образовательной идеи, я не нашла. За неимением оной, призываю родителей взять на себя хотя бы воспитательную составляющую. И донесите до ребёнка мысль, что учителя бывают разные - приятные, вечно недовольные, заботливые, дружелюбные, равнодушным. Но если ребенок ходит в школу, он принимает правила игры, а значит и учителя. Но ведь никто не заставляет быть похожими на них или придавать этому много значения. Вот в чем должна быть свобода - во внутреннем выборе присвоения проблеме высокого статуса. А может и нет проблемы вовсе?