Найти в Дзене
Вести Воронеж

Воронежский художник превратил забор в памятник «совковому» утилитаризму

Фото – Евгения Небольсина
Фото – Евгения Небольсина

Ян Посадский показал, как практичный ремонт уничтожает архитектуру города

Художник Ян Посадский сравнил отношение к ремонту красивых воронежских домов с вредом от короедов. Воронежец создал арт-объект, в котором выразил протест против утилитарного подхода к старинной архитектуре. Ян Посадский покрасил в цвета типичного советского подъезда забор около кирпичного дома на Никитинской, 16. Это первый воронежский дом-коммуна, его построили более 90 лет назад. Сейчас стены из красного кирпича обшивают утеплителем и покрывают штукатуркой «короед».

Фото – Евгения Небольсина
Фото – Евгения Небольсина

Символизм своей работы художник объяснил в манифесте:

– Побеленный потолок и покрытый темно-зеленой эмалью низ, чтобы было удобно мыть. Это символ абсолютной экономии, утилитарности и практичности. Ни о какой эстетике и речи не может быть. Все должно быть как у всех, и никак иначе. Потеряв идентичность и уникальность архитектуры в наших городах, мы потеряем понимание места, ни на что не похожего кра­я, в котором мы живе­м. Его зримую хронологию, антураж, окруж­ающий нас каждый день. Типовое строитель­ство стерло принадлежность к месту, так и капремонт в Вороне­же – обезличивает дом за домом. Прожорливый «короед» жадно поедает декор и лепнину с фасадов домов, и на этом он точно не остановитс­я!

Фото – Евгения Небольсина
Фото – Евгения Небольсина

На утеплении фасада дома №16 на Никитинской настояли сами жильцы. Краеведы возмутились – дом построен из уникального кирпича с печатями «Г.С.Н.Х.» («ГосСов­НарХоз»). В Фонде капремонта приняли сторону жильцов. Местные жители жаловались, что зимой температура в некоторых квартирах опускается до 16 градусов.

-4

Краевед Ольга Рудева заметила, что холодно было только в шести комнатах у самой тонкой стены дома. Там планировали возвести вторую часть здания, поэтому строители оставили стену в полкирпича. В остальных квартирах таких проблем нет, уверена Ольга Рудева:

– В доме тепло, даже жарко, люди зимуют с приоткрытыми окнами, холодно в шести комнатах возле тонкой стены слева. Вот её и надо было утеплять. Но жильцы решили: всех утепляют, и нас пусть утепляют, – написала Ольга Рудева в комментариях под манифестом.

Летом 2019 года беспощадный капремонт задел не только дом на Никитинской. На Плехановской, 31 не стали чинить балконы с колоннами, а просто обшили всё металлическим коричневым профлистом. Эти балконы в городе прозвали «гробиками», а метод – «кладбищенским стилем». Правда, после возмущений балконам вернули прежний вид. Сталинке на Депутатской, 4 повезло меньше – там сбили лепнину, которую хотят заменить гипсовым декором. На все возмущения краеведов и горожан в Фонде капремонта отвечали, что проекты согласованы с жильцами. Ведь этих зданий нет в списке объектов культурного наследия. Впрочем, нет там и Театра оперы и балета. Он тоже требует ремонта и в начале 2019 года едва не попал под снос.

Справка

Ольга Рудева – самая известная и активная защитница самобытности Воронежа. Она не раз обращала внимание на попытки строителей и ремонтников уничтожить старинные здания. Ольга Рудева помогла спасти храм Рождества Христова на Придаче, боролась за сохранение лепнины на Доме Вигеля, выступала против сноса оперного театра. Ольга Рудева водит бесплатные экскурсии по Воронежу, основала общественную организацию «Архдозор», входит в воронежское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в 2016 году возглавила общественный совет при управлении архитектуры Воронежской области (сейчас управление переименовали в департамент, а состав общественного совета актуализируют).

Ян Посадский – воронежский художник, архитектор. Вместе с художником Михаилом Кузьменко (Миша Gudwin) основал творческую мастерскую «Дай Пять». С совместным проектом «Реверсия» художники вышли в финал конкурса NOVA ART в Санкт Петербурге и получили сертификат на бесплатное обучение в институте «База». В составе команды «СовТехЭко» участвовал в конкурсе проектов «Дома Анимации», который появится на месте гостиницы «Маяк». Проект занял второе место. На руинах гостиницы Ян нарисовал граффити «Время».