Найти тему
киНоНостальгия

"Спящие" в СССР и советский "грязный Гарри".

Кадр из фильма "Двойной капкан" (1985). Рижская киностудия
Кадр из фильма "Двойной капкан" (1985). Рижская киностудия

За тридцать лет до вызвавшего бурную дискуссию сериала "Спящие" на Рижской киностудии был снят необычный фильм - "Двойной капкан", неожиданно оказавшийся актуальным в наши дни. Чем же выделяется "Двойной капкан" из череды советских детективов?

Во-первых, в одной ленте объединились два поджанра - детектив политический и криминальный боевик. Разоблачалась подпольная деятельность западных спецслужб и аферы шайки спекулянтов, воров и убийц местечкового рижского пошиба.

Кадр из фильма "Двойной капкан" (1985)
Кадр из фильма "Двойной капкан" (1985)

Во-вторых, детектив политический отошел от стандартной схемы шпионского фильма. На этот раз иностранные разведки не пытаются узнать адрес секретного завода или выкрасть чертеж истребителя. Задача - идеологически разлагать советских людей, в первую очередь, молодежь. Журнальчики эротические, кассеты запретные, тусовки с алкоголем и любительским стриптизом (смелый эпизод для советского кино!) - все, что демонстрирует преимущество западного образа жизни.

Кадр из фильма "Двойной капкан" (1985)
Кадр из фильма "Двойной капкан" (1985)

Соответственно, зловещих агентов в черных очках сменили лысеющие "командировочные" с непримечательной внешностью офисных сотрудников. Да и "агентов влияния" вербуют не в закрытых КБ, а среди барыг и жуликов. Директор магазина и администратор ночного бара-варьете распространяют идеологически вредную продукцию через своих молодых помощников, попутно занимаясь и собственными криминальным делишками.

В те годы не решились показать "спящих" из среды партийной, дипломатической или творческой элиты. Поэтому пришлось ограничиться традиционными персонажами из набора "они мешают нам жить". Но зато их "сладкая жизнь" смакуется с неожиданной для 1985-го года наглядностью.

Кадр из фильма "Двойной капкан" (1985)
Кадр из фильма "Двойной капкан" (1985)

В-третьих, необычен и главный положительный герой "Двойного капкана". Под видом уголовника-рецидивиста Ферзя в дело вступает офицер КГБ (отличная роль Альгиса Матулениса). Это не внедрение благородного разведчика в логово врага. Методы Ферзя вполне соответствуют повадкам матерого преступника.

Ферзь запросто раздает удары направо и налево (по большей части в область паха) с фирменной фразой "Не стой за спиной. Не люблю", достойной самого Грязного Гарри. Устроить погром, флиртовать с девушкой преступного босса в целях расследования, вовлечь любимую женщину в опасную криминальную схему - у Ферзя широкий арсенал средств.

Кадр из фильма "Двойной капкан" (1985)
Кадр из фильма "Двойной капкан" (1985)

Разумеется, все противоправные действия Ферзя как бы оправдываются благой целью. Но по выходу фильма, помню, многие критики высказали недовольство, что советский офицер действует методами Грязного Гарри.

Можно ли идти на моральные компромиссы и играть по правилам преступного мира даже из справедливых побуждений? В СССР это еще вызывало дискуссии и глубокие нравственные сомнения. Пройдет еще немного времени - и герои Стивена Сигала, то самое "добро с кулаками", будут без лишних вопросов ломать руки и ноги, вышибать зубы и сворачивать челюсти "во имя справедливости". Потом к нему присоединятся всяческие "менты в законе" - и вопросов больше не будет.