Найти в Дзене
между прошлым и будущим

Забытая принцесса Кеннеди -- печальная история любви

Кэтлин Агнес Кеннеди была четвертым ребенком Роуз и Джозефа Кеннеди и второй их дочерью. По общему мнению она была само очарование. А еще она обладала кипучей энергией, так что ее почти никогда не называли Кэтлин, а просто Кик. "Кик" переводится как удар, пинок, но, в данном случае, правильнее было бы перевести прозвище как "Живчик". В общем, это такой американский вариант выражения "электровеник", только произносится короче. Кэтлин всем интересовалась, обожала спорт, была на редкость обаятельна, так что у нее очень рано появилось множество поклонников. Но до поры до времени поклонники ее не интересовали. Ей было 18 лет, когда ее отец стал американским послом в Лондоне. Это был очень необычный шаг со стороны президента Ф.Д. Рузвельта -- ирландец-католик посол США в протестантском Соединенном Королевстве. Пресса, как в США, так и в Великобритании, была в волнении. Почти сразу после прибытия в Лондон Кэтлин очаровала всех. Да, она была ирландкой и католичкой, но светская хроника называла

Кэтлин Агнес Кеннеди была четвертым ребенком Роуз и Джозефа Кеннеди и второй их дочерью. По общему мнению она была само очарование. А еще она обладала кипучей энергией, так что ее почти никогда не называли Кэтлин, а просто Кик. "Кик" переводится как удар, пинок, но, в данном случае, правильнее было бы перевести прозвище как "Живчик". В общем, это такой американский вариант выражения "электровеник", только произносится короче.

Семья Кеннеди в 1930-е годы. Кэтлин во втором ряду, вторая справа
Семья Кеннеди в 1930-е годы. Кэтлин во втором ряду, вторая справа
Кэтлин с матерью в Палм-Бич (шт. Флорида)
Кэтлин с матерью в Палм-Бич (шт. Флорида)

Кэтлин всем интересовалась, обожала спорт, была на редкость обаятельна, так что у нее очень рано появилось множество поклонников. Но до поры до времени поклонники ее не интересовали.

С братом Джоном в Палм-Бич
С братом Джоном в Палм-Бич

Ей было 18 лет, когда ее отец стал американским послом в Лондоне. Это был очень необычный шаг со стороны президента Ф.Д. Рузвельта -- ирландец-католик посол США в протестантском Соединенном Королевстве. Пресса, как в США, так и в Великобритании, была в волнении.

В Лондоне у посольского особняка
В Лондоне у посольского особняка

Почти сразу после прибытия в Лондон Кэтлин очаровала всех. Да, она была ирландкой и католичкой, но светская хроника называла эту американскую дебютантку 1938 года будущей звездой.

Кэтлин в Лондоне
Кэтлин в Лондоне

Журналисты оказались правы. Удивительное дело, но непосредственность Кэтлин, частенько нарушавшей этикет, восхитила английскую аристократию. Ее искренность и непосредственность показались им глотком свежего воздуха. Возможно, кого-то другого осудили бы и обдали арктическим холодом за малейшую ошибку в поведении, но все поступки Кэтлин была настолько чисты и при этом исполнены обаяния, что ни у кого не поворачивался язык на слова осуждения.

Роуз Кеннеди (в центре) со старшими дочерями -- Роуз-Мэри и Кэтлин
Роуз Кеннеди (в центре) со старшими дочерями -- Роуз-Мэри и Кэтлин

Журналисты готовы были по пятам следовать за Кэтлин и пересказывать в газетах каждое ее слово. И при этом -- это было так не похоже на американок -- Кэтлин не испытывала ни малейшего пиетета перед титулами и не пыталась за ними охотиться.

Джо-младший, Кэтлин и Джон Кеннеди в Лондоне
Джо-младший, Кэтлин и Джон Кеннеди в Лондоне

Но хотя Кэтлин за титулами не охотилась, у нее вскоре появился очень знатный и богатый поклонник. Вильям Кавендиш, маркиз Хартингтон, был старшим сыном и наследником 10-го герцога Девонширского. Друзья и родственники называли его просто Билли Хартингтоном. У Билли, как это частенько случается с богатыми и знатными людьми, была большая проблема в жизни -- он никак не мог решить, привлекает ли девушек он сам или его титул и состояние. С Кэтлин все было ясно -- ей не было никакого дела до его титула и денег, ей нравился он сам, такой не похожий на ее энергичных и шумных братьев. К ужасу матери Кэтлин, они начали встречаться.

Почему к ужасу? Да потому что семья Кавендишей исповедовала протестантизм. Для девушки-католички это был очень плохой выбор.

Кэтлин Кеннеди и Билли Кавендиш
Кэтлин Кеннеди и Билли Кавендиш

Роуз Кеннеди искала и не находила способ удалить Кэтлин из Лондона. Но когда началась Вторая Мировая война, вопрос об отъезде семьи и так встал перед американским послом.

В Лондоне было объявлено затемнение. Все (в том числе и школьники) проходили обучение по противовоздушной обороне. Джозеф Кеннеди отправлял свою семью домой, при этом на двух отдельных кораблях, чтобы не терять всех в случае торпедной атаки с какой-нибудь немецкой подлодки. В последний день пребывания в Лондоне Кэтлин написала для газеты очерк "Лампы в ночи". В очерке она сожалела, что теперь нет "сверкающих огнями вывесок на Пикадилли и Лестер-сквер... ярко освещенных ночных клубов... Однако по прежнему светит луна, и ты замечаешь новые красоты в затихшем и безлюдном городе Лондоне..."

Описывала она и жизнь в затемнении в посольстве: "Юный Тед рванул на себя черную штору... чтобы не дать последнему лучу света прорваться наружу. Через несколько минут с улицы явились трое стражей порядка, выразивших недовольство тем, что из окна падают яркие полосы света... Джин растянула связки, скатившись по лестнице. Джо вернулся из разведки с большим синяком под глазом. Он сказал, что наткнулся на уличный фонарь, однако ему никто не поверил. Но на следующий день мы прочли в утренней газете о сотнях случаев, когда люди ударялись о деревья, падали на мостовую, попадали под колеса автомобиля... Поэтому теперь все время слышится звук тук-тук-тук, но это не пулемет, это стучат зонтики и трости пробирающихся домой лондонцев".

Завершала она свой очерк так:

"Так пусть же огни победы обратят полночь Англии в сияющий полдень, а пока этого не случилось, да победно горят во тьме затмения луна, и звезды, и яркие светочи отваги и веры!"

Кэтлин очень хотела остаться в Англии, но родители были неумолимы. Она вернулась в Штаты, продолжила учебу, а потом пошла работать. Сначала она была помощником главного редактора газеты "Вашингтон Таймс-Геральд", а потом стала вести собственную колонку в газете под названием "Вы еще не смотрели?..", где делала обзоры кинофильмов и театральных постановок. А еще Кэтлин стала волонтером Американского Красного Креста.

И все же Кэтлин казалось, что ее работа недостаточна. Она хотела приносить больше пользы, работать там, где это нужнее -- в Англии, а не в США. К тому же в Англии был Билли.

Наконец, в 1943 году она добилась своего и вернулась в Лондон. Вскоре ее фотография на велосипеде и в форме волонтера обошла все английские газеты. Англичане были в восторге от американки (пусть даже ирландки и католички), которая решила разделить с ними тяготы войны. Кэтлин стала символом военного союза между США и Соединенным Королевством.

Вновь в Лондоне как волонтер Красного Креста
Вновь в Лондоне как волонтер Красного Креста
Газетное сообщение о работе Кэтлин волонтером
Газетное сообщение о работе Кэтлин волонтером

И, конечно, она встречалась с Билли Хартингтоном. Никто не сомневался, что вскоре они поженятся. Правда, вопрос принадлежности к разным конфессиям был серьезной преградой для брака. Кэтлин не желала менять веру, а Билли не мог ее сменить. Англиканское и католическое духовенство усиленно пытались разобраться в ситуации и найти какой-то компромисс. Компромисс не находился и, в конце концов, было принято решение заключить брак не в церкви, а в регистрационном офисе Челси. Гражданской церемонии было вполне достаточно для законности брака. Но и здесь возникла проблема. Родители Билли взяли с Кэтлин обещание, что ее будущие дети будут воспитываться как прихожане англиканской церкви. В результате мать Кэтлин пришла в ужас, полагая, что дочь губит душу.

Зато Кэтлин поддержал старший брат Джо. Он как раз находился в Англии как офицер ВВС. Он и сопровождал Кэтлин на свадьбу.

Все было очень просто. Скромное розовой платье невесты, купленное на купоны в комиссионке. Жених и брат невесты в военной форме. 10-минутная церемония.

Джо Кеннеди-мл. сопровождает сестру на бракосочетание
Джо Кеннеди-мл. сопровождает сестру на бракосочетание

Зато молодожены были счастливы. Отныне Кэтлин именовалась маркизой Хартингтон, а в будущем должна была стать герцогиней Девонширской.

-13
Молодожены маркиз и маркиза Харингтон
Молодожены маркиз и маркиза Харингтон

Но война есть война. Свадьба состоялась в мая, а менее чем через пять недель Билли отправился воевать в Бельгию.

Узнав об этом, Роуз смягчилась и написала дочери письмо поддержки. Кэтлин ждала известий от мужа и брата, но в августе 1944 года Джо погиб, а в сентябре гибель настигла и Билли Хартингтона. Пуля попала ему прямо в сердце.

Кэтлин была убита горем. И все же постаралась вернуться к своим обязанностям волонтера Красного Креста. Ее родители хотели, чтобы она вернулась в Штаты, но она оставалась в Англии, чтобы хотя бы так быть ближе к погибшему мужу.

Она не вернулась в Америку и после окончания войны. Родители мужа окружили ее заботой и намекали, что пора бы отвлечься от горя и найти новую привязанность. Кэтлин Кеннеди, леди Хартингтон, была необыкновенно популярна, и было немало мужчин, которые мечтали просить ее руки. В результате в 1947 году Кэтлин выбрала Питера Уэнтуэрта, 8-го графа Фицуильяма. У него была не самая лучшая репутация, но он был обаятелен и сказочно богат. Возможно, Кэтлин даже не думала о его богатстве, но она признавала, что он заставил ее забыть о всех несчастьях.

Но Питер Фицуильям тоже был протестантом. Более того, он как раз разводился с женой. Предполагалось, что после развода Кэтлин и Питер поженятся.

Роуз Кеннеди была возмущена выбором дочери. Она требовалась, чтобы Кэтлин одумалась, напоминала ей о вере и добродетели. Что интересно, но родители Билли не возражали против выбора невестки. Они полагали, что Кэтлин имеет право на счастье.

Наконец, Кэтлин обратилась к отцу, прося, чтобы он встретился с ней и Питером в Париже и сам увидел, как они могут быть счастливы. Джозеф Кеннеди согласился. Ему тоже хотелось увериться, что дочь сделала хороший выбор.

Кэтлин и Питер арендовали частный самолет, вот только над Францией он попал в грозу и разбился. Все находящиеся на борту погибли. Кэтлин было всего 28 лет.

Сообщение в газете о гибели Кэтлин
Сообщение в газете о гибели Кэтлин

Похороны Кэтлин устроили родители Билли. Они любили ее, потому распорядились, чтобы отпевание прошло по католическому обряду. На надгробной плите они велели высечь надпись "Она дарила радость. Она обрела радость".

Джозеф Кеннеди был единственным представителем семьи Кеннеди на похоронах. Роуз Кеннеди отказалась поехать на похороны. Она даже заявила, что "Бог ткнул в Кэтлин пальцем и сказал "Хватит". Джон Кеннеди не нашел в себе силы посетить похороны сестры. Лишь через много лет он набрался мужества и посетил ее могилу (это было в 1963 году), после чего поблагодарил родителей Билли за заботу о сестре.

Сожалела ли Роуз Кеннеди о своей нетерпимости по отношению к дочери? Видимо, да. Когда в 1951 году на свет появилась ее первая внучка, дочь Роберта Кеннеди, и Роберт назвал ее в честь сестры Кэтлин Хартингтон, Роуз была очень благодарна ему за этот шаг.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Я на Автор.Тудей