Все-таки живое общение с людьми часто дает намного больше, чем диалог с собой. Внутренние полемики у меня обыкновенно получаются слишком вялые и заведомо мирные. А одного критического замечания от читателя, который не только не согласился, но и подкрепил свое мнение ссылкой ссылку на статью, оказалось достаточно, чтобы я задумался над занятной темой, которая непосредственно касается ксенофобии. О стереотипах по отношению к другим странам и национальностям.
Очень рекомендую небольшую, но познавательную статью об истории взаимоотношений Грузии с соседями. Еще раз благодарю Виталия Бойко за полезную информацию.
https://m.aftershock.news/?q=node/765132
Стереотипы упрощают мир, защищают нас от лишних рефлексий, помогают сохранить ресурсы мозга и адаптироваться в обществе единомышленников. Однако есть совершенно безумные стереотипы, но они все равно удивляют живучестью. К ним отнесу: "в Европе сплошные геи", или "женщина и мужчина не могут быть друзьями", или "блондинки глупые", или "все женщины – плохие водители".
Вычитал, что людей можно разделить на два типа. Одни обладают доминирующим стереотипным мышлением, они влюбляются в свои стереотипы и защищают их даже от убойных опровергающих аргументов. Другие имеют периферийное стереотипное мышление и легко, а иногда и охотно отказываются от ложных предрассудков, столкнувшись с опровергающей их информацией.
Себя я отношу ко второму типу. Хотя во мне наверняка живет множество еще не опровергнутых реальностью стереотипов, от многих я все же избавился. Лучшее лекарство личный опыт. Хочу вспомнить несколько полностью или частично разрушенных национальных стереотипов.
Прибалтика. Частично разрушен.
Я рос с убеждением, что прибалты плохо относятся к русским, считая их оккупантами. В первый раз побывал в Литве в 9 лет, смутно помню центр Вильнюса, ратушу, башни, ощущение сказки. Но отец потом говорил, что ему пару раз литовцы пассивно хамили в магазинах и билетных кассах. Через пару лет я побывал в Риге, она мне понравилась еще больше, помню большую реку, высоченные шпили, аромат свежесваренного кофе и литовского дедушку, который угостил меня конфетами. Этот добряк и символизировал для меня Прибалтику.
Став взрослым, несколько раз был в бывших республиках, окончательно ставших Европой, теперь у них свои проблемы и, мне показалось, они вообще редко думают о России. Хотя не мониторил их СМИ и в душу другим не посмотришь.
В Литве я несколько раз сталкивался с людьми среднего возраста, которые не захотели говорить со мной на русском, хотя подозреваю, что вполне могли бы, а молодежь русский знает совсем плохо, зато английский хорошо. В целом же отношение ровное, сдержанное.
В Латвии я как дома. В Риге везде русская речь и приветливые люди, а сама латвийская столица похожа на уменьшенный Питер. Правда, я там встретил украинцев в центре у канала, которые громко пели свой гимн и снимали это на видео. Какие-то незалежные дела, видимо. Они косились на меня, услышав русский язык, но при этом, сами говорили сугубо на русском, похожи на харьковчан или днепровцев.
Эстония, на мой взгляд, самая прелестная и уютная республика. Компактный центр Таллина, паромы на заливе, основательные эстонцы на фоне суетливых туристов. Пожалуй, самый тихий портовый город, в котором я бывал. Хотя, говорят, что за вокзалом лихой квартал, но я не проверял. Лишь однажды столкнулся с явной неприязнью. На новом рынке подвыпивший эстонец начал предъявлять претензии на почве национальной обиды, но его утихомирили свои же. Вообще же для меня Эстонию олицетворяет случай, увиденный мной в большом ТЦ. Две молодые продавщицы увлеченно беседовали друг с другом, причем одна говорила на чистом русском, а другая на эстонском, и это совершенно не мешало общению.
Вывод: стереотип почти полностью разрушен, но попадались прибалты, проявляющие неприязнь, хотя, допускаю, что я лично вызывал негатив, а не моя национальность.
Польша. Разрушен.
Вся история взаимоотношений России и Польши дает десятки поводов для напряженности и неприязни между поляками и русскими. Чуть больше чем за десять веков между государствами произошло 20 войн: в 7 побеждали поляки, в 12 русские, одна закончилась неопределенной ничьей.
Россия завоевывала Польшу, делила ее и долгое время низвела до состояния провинции. А после короткого обретения независимости, по результатам Второй Мировой Польша почти на полвека вновь попала в зону военного и политического влияния СССР. Вдобавок о национальной спеси и высокомерии поляков ходят отдельные легенды. Поэтому я был готов ставить деньги на то, что все поляки очень не любят русских.
В Польше я бывал раз восемь, из больших городов не видел только в Щецин и Лодзь. Но хватило одной поездки, чтобы разрушить стереотип. Потом я все глубже и глубже проникался страной и людьми. Конечно, я общался в основном с поляками в магазинах, транспорте, отелях, аэропортах, на вокзалах. Но ни единого раза не столкнулся с неприязнью и тем более с русофобией. Наоборот, несколько раз слышал, как поляки очень хорошо отзывались о России. Один поляк в варшавском кафе мечтательно рассказывал, как он поедет на чемпионат по футболу, и искренно изумился вопросу, а не боится ли ехать. А молодая полячка на ресепшене в Гданьске с восторгом вспоминала свою поездку на поезде к Байкалу и российские просторы, которые ее потрясли.
Вывод. Для меня этот стереотип оказался совершенно ложным.
Грузия. Разрушен.
Перед поездкой в Грузию тщательно изучал отчеты российских туристов. Совсем недавно была война, санкции, взаимные обвинения. Отчеты внушали оптимизм, но я психологически готовился к проявлению агрессии, нетерпимости и мелким пакостям. В моем стереотипе грузины считали русских врагами.
Причем поначалу казалось, что готовился не зря. В Степанцминде столкнулся со странной старушкой, продававшей грузинские симки для телефонов. Она не могла толком объяснить, как подключать, сколько денег на счету, заставила нас довольно долго ждать, время было уже к вечеру, а мы еще не знали, где будем спать. Мы слегка занервничали и решили, что такое отношение типично для Грузии.
Но уже через час наша оценка изменилась. Мы решили заночевать возле Троицкой церкви на горе. Поехали по более накатанной дороге и вдруг заметили, что нас явно нагоняет машина, мигает фарами. Оказалось, мы пропустили нужный поворот, видимо, не первые, это заметили местные, догнали и показали нужное направление.
А дальше опыт общения с грузинами напоминал ровную и комфортную дорогу, сугубо положительный. Конечно, на рынках нам пытались продать влажную аджику, приглашали на непонятные экскурсии, батумская хозяйка с порога строго предупредила не загружать сильно стиральную машинку, но потом мы с ней подружились, и она извинялась за свой тон, сетуя, что ей дважды за сезон сломали барабан. Это все были нормальные, рабочие моменты. Они лишь подчеркнули общее очарование природной красотой Грузии и дружелюбным гостеприимством грузин.
Вывод: стереотип полностью разрушен, его заменила стойкая симпатия к грузинам, хотя мне тут намекнули, что я наивен и еще разочаруюсь. Время покажет.
Западная Украина. Частично разрушен и вновь приобретен.
Во мне долго жила уверенность, что на Западной Украине ненавидят русских. Этот стереотип сначала привил мне отец, потом чтение исторических источников и комментариев на политических форумах.
В детстве бывал в Одессе, Львове, Бердянске, но в основном ездил к родственникам в Киев, который мало отличался от российских городов, разве что удивляли и смешили вывески на украинском. В остальном русский язык, русские люди с украинской изюминкой. Если откровенно, я никогда не разделял украинцев, белорусов и русских. По-моему, мы отличаемся так же, как отличаются жители разных областей одной страны. Есть нюансы в жизненном укладе и языке, в целом же одинаковые и внешне, и ментально. Знаю, что многих возмущает такой взгляд, но тут дело мировоззрения, каждый выбирает и строит собственную картинку бытия.
Сейчас у меня в активе пара десятков поездок на Украину, объездил и обошел весь украинский юг и запад. К 2013 году практически избавился от стереотипа о "злых западенцах". Если подходить математически, то на десять общений с западными украинцами приходилось примерно четыре позитивных опыта, пять нейтральных и один негативный.
Из негатива. Однажды кинули с квартирой во Львове, хотя была предварительная договоренность, с сильным акцентом нам сказали, что ничем помочь не могут, другие жильцы решили продлить отдых и их нельзя выгонять. Были Рождественские праздники, поэтому мы еле нашли нормальное жилье. В другой раз Черновцах нас под проливным дождем послали в другую сторону от центра, хотя тут может быть дело в недопонимании, но выглядело умышленно. А в Ивано-Франковске, когда мы стояли на светофоре, нас прожигал ненавистным взглядом всилоусый дядька, увидевший машину с российскими номерами. Тут без вариантов была русофобия.
Из позитива. Его в разы больше, и всего не упомнить. Очень хорошо помню старушку в селе в Луцкой области, куда мы заехали набрать воды. Я украинский на слух понимаю неплохо, но в говоре старушки улавливал лишь редкие знакомые слова, наверное, близость Польши сказывалась. Но она поняла, что нам надо, проводила до колодца, а затем еще угостила яблоками.
Во Львове в съемной квартире я безвозвратно испортил эмалированную кастрюлю, раскалив в ней масло, когда предложил хозяину квартиры деньги в качестве компенсации, он лишь добродушно рассмеялся и сказал, чтобы я не расстраивался, а приезжал опять во Львов, это и будет компенсацией.
Однажды нас поутру на подъезде к Каменцу-Подольскому остановили украинские ДАИ-ники, мы приготовились к поборам и русофобии, но они были приветливы и предельно вежливы. Рассказали о каком-то автомобильном законе, который вступал в силу с этого дня. Узнав, что мы собираемся в Хотин, предупредили, что мост через Днестр закрыт на ремонт, чем сэкономили нам время.
Поездки убедили меня, что неприязнь к русским встречается среди западных украинцев значительно реже, чем нормальное отношение. Может, в разговорах меж собой они недолюбливали россиян, но внешне держали себя нейтрально или дружелюбно.
Прямо сейчас я вновь стал носителем стереотипа, что западные украинцы крайне неприязненно относятся к россиянам. Да и не только западные. Современные события в Украине очень меня расстраивают, ведь там живет почти два десятка родственников, я люблю эту страну той же любовью, что и Россию. Политическая обстановка и пропаганда с обеих сторон формируют взаимную и небезосновательную неприязнь. Так что я не буду делать никаких выводов. Но верю, что время перемелет конфликты.