Дэвид Роберт Митчелл – начинающий режиссёр, снявший на данный момент всего три полнометражных фильма, два из которых, малобюджетный хоррор «Оно» и нео-нуарный детектив «Под Сильвер-Лэйк», уже окрестили культовыми. Но что позволило считать их таковыми, и в чём уникальное видение этого, безусловно, талантливого постановщика? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к творчеству режиссера и найти в нём то, что связывает все его работы. И вполне вероятно, что таковым будет умение Митчелла воссоздавать в своих фильмах атмосферу сна, когда вымышленное удивительным образом сосуществует с реальностью. Именно это в фильмах Митчелла позволяет зрителю пережить особый кинематографический опыт.
Его первый фильм «Миф об американской вечеринке», подростковая драма о старшеклассниках из пригорода, размышляющих о предстоящей взрослой жизни, был снят на накопленные режиссёром 30000 долларов с неизвестным актёрским составом, и это был непростой опыт. Никто из съёмочной группы не был уверен, что все из утвержденных актёров в итоге прибудут на площадку. Фильм был представлен на фестивале South By Southwest в США, где получил специальный приз жюри. Но следующую работу Митчелла, хоррор «Оно», ждал ещё больший успех: восторженные отзывы в Каннах и более 20 миллионов долларов в прокате по всему миру. Известность и деньги позволили режиссёру реализовать 160-страничный сценарий «Под Сильвер-Лэйк», который был написан ещё до старта съёмок «Оно», но требовал неподъёмного на тот момент бюджета.
«Оно» стал одним из тех фильмов, что стоял на истоках возрождения жанра ужасов, считающегося на тот момент многими в индустрии уже умершим. Основная идея этого фильма исходила из повторяющегося кошмара, который преследовал Митчелла в детстве. В этом сне его преследовало нечто, что принимало различные человеческие обличия, и что мог видеть только сам юный Дэвид. С виду это не было монстром, но Митчелл инстинктивно знал, что эта сущность представляет угрозу. Оно было медленным, но упорно шло за будущим режиссёром во сне, вынуждая того постоянно скрываться и испытывать непрекращающееся чувство тревоги и страха. Позже Митчелл взял этот образ и чувство для написания сценария к будущему фильму.
Все герои «Оно» словно оказываются в кошмаре. А любой кошмар, как в принципе и сон, характеризует то, что не существует возможности найти логическое объяснение тому, что в нём происходит. Вы, оказываясь в кошмаре, просто стараетесь выжить и избежать главной угрозы, а пытаясь найти объяснение происходящему, натыкаетесь на стену. Эта самая стена, невозможность логически разобраться во всем, служит дополнительным источником страха, поэтому Митчелл, создавая своего монстра, не дал ему какой-то одной интерпретации. Этому же приёму вторит и камера, которая в одной из сцен начинает вращаться, и мы можем видеть фигуру, идущую к камере. Герои в этой сцене не знают, что за ними кто-то следует, и сам зритель тоже не уверен в том, чья эта фигура может быть, ведь рассмотреть её нет возможности из-за смещённого фокуса. Совокупность этих приёмов как раз и вызывает то самое чувство из детского сна Митчелла.
Но склонность Митчелла создавать миры, элементы которых могут иметь множество интерпретаций, наиболее явно проявилась в его следующем фильме «Под Сильвер-Лэйк», целиком и полностью состоящего из неоднозначных деталей. Такой эффект достигается благодаря тому, что Митчелл создает моменты в мире фильма, которые существуют по своим собственным правилам, избегая тем самым натуралистичности. Он берёт реально существующие предметы и добавляет к ним вымышленные – так в «Под Сильвер-Лэйк» Иисус появляется в компании невест Дракулы, и все вместе они исполняют написанную специально для фильма песню «Turning Teeth». Или когда вымышленные и встроенные в сюжет фильма ключи и подсказки, которые представляются в нём в качестве реально существующих, взаимодействуют с физическими и поп-культурными элементами уже из нашего, реального мира. Примером здесь может служить выпуск журнала Nintendo, который наверняка был у многих зрителей «Под Сильвер-Лэйк». И они действительно могут пойти и посмотреть ту самую карту, на которой в фильме был скрыт тайный шифр, и обнаружить его там. Тем самым вымышленный мир сливается с реальным, давая повод зрителю усомниться в том, что это всё выдумка, и побуждая искать другие шифры, которые автор фильма не осветил в сюжете.
Чувство нереальности происходящего распространяется и на персонажей фильмов Митчелла, которые не чувствуют себя вполне реальными. Сэм в «Под Сильвер-Лэйк» – нечто неопределенное. В процессе движения сюжета мы узнаём разные его стороны, часть из которых может вызвать у некоторых зрителей отторжение (вспомните сцену, где Сэм избивает детей, поцарапавших ему машину). Существуют и более зловещие намёки, что именно он является тем самым загадочным убийцей собак. Да и сам Сэм ведет себя так, будто он потерян и находится в поиске самого себя. То же самое касается и остальных персонажей, с которыми взаимодействует Сэм, даже самых незначительных. Мы получаем лишь намеки на их личности (тут первым делом вспоминается таинственный человек в костюме пирата), тем самым они становятся похожи на изображения вещей во сне и усиливают общий эффект нереальности происходящего.
«Под Сильвер-Лэйк» уже нашёл собственный культ, последователи которого находят всё новые и новые скрытые послания в фильме, якобы заложенные туда режиссёром. Так, один из пользователей сети задался вопросом, являются ли имена Сэма и Сары вместе с портретом Курта Кобейна (участника рок-группы Nirvana) из спальни Сэма отсылками к самсаре (в английском – «samsara») и нирване буддизма, что может означать, что весь фильм – это предсмертный лихорадочный сон Сэма. Другой пользователь сети преобразовал рисунок на стене в одной из сцен в двоичный код ещё до того, как кто-либо другой указал на то, что этот самый рисунок был помещен на стену специально для фильма. Также в титрах «Под Сильвер-Лэйк» можно найти «консультанта по криптографии», и есть мнение, что в фильме якобы скрыто несколько кодов, один из которых содержит координаты реального, труднодоступного и опасного места в пустыне Сьерра-Невада. Сам же Митчелл, отвечая на вопрос относительно данной пасхалки, говорит, что ничего про это не знает, но делает это тоном, подразумевающим обратное.
Режиссёр признается, что следующий его фильм, как и предыдущий, будет поворотом в совершенно ином направлении. Ему нравится удивлять людей и пробовать новое. Ну а нам, зрителю, остаётся надеяться, что его следующая картина не потеряет тех качеств, благодаря которым её захочется расшифровывать, анализировать и многократно пересматривать.
Дорогие читатели! Вы поможете развиваться каналу дальше, если поставите палец вверх и подпишетесь на канал. Спасибо!