Катер или лодка из дерева – классический вариант маломерного судна для личного использования. В мире насчитывается тысячи пород деревьев и кустарников. Однако для постройки катера или лодки требуются сорта определенной древесины. Она должна быть не слишком мягкой и хрупкой, должна быть устойчива к повышенной влажности, грибку и гниению. Не менее важны гибкость и прочность на сгиб, иначе не добиться обтекаемой формы бортов и киля. За многие поколения проб и ошибок различные породы древесины выдерживали испытания и доказали свою ценность. К ним относятся наиболее плотные лиственные и некоторые хвойные породы – именно они получили наибольшую популярность в судостроении.
1. Апитонг
Апитонг имеет достаточно высокую плотность, но в то же время обладает хорошим водоизмещением. Он произрастает на Филиппинах, в Малайзии и Индонезии. У него кремово-желтая, серая или белая древесина с обычно прямым зерном. Апитонг высыхает медленно и обладает умеренной устойчивостью к гниению и грибкам. Благодаря высокой прочности хорошо удерживает в своей структуре крепеж и часто заменяет белый дуб.
2. Белый ясень
Основная родина белого ясеня – остров Пасхи. Обладает коричневой сердцевиной с заболонью почти белого цвета. Равномерная зернистость делает эту древесину прочной, также она хорошо поддается изгибу паром. Обладает низким показателем стойкости к гниению, что ограничивает его применение в столярных работах: каркасы небольших лодок и катеров, весла, румпеля.
Очень часто эту ценную породу древесины называют зеленым сердцем, так как расцветка ядровой древесины зеленая с красными и черными разводами. Произрастает в Южной Америке, Гвиане, иногда встречается в Вест-Индии. Его свойства делают древесину устойчивой не только к влаге, но и воздействию ракушек, водорослей и т.д. Цвет древесины варьируется от зеленовато-желтого до темно-коричневого или фиолетового. Высокая плотность делает его ударопрочным, с другой стороны – избыток такой древесины утяжеляет конструкцию судна.
4. Ироко
Ироко произрастает в Африки. По своей текстуре он напоминает тик, но имеет менее крепкую структуру.Обладает умеренным разложением и устойчивостью к воздействию. Сырая древесина имеет цвет от светло- до темно-коричневого с зеленоватой или желтой сердцевиной. При высыхании меняет цвет на коричневый. Обладает хорошей пластичностью, поэтому с ним легко работать.
5. Бакаут
Бакаут является одной из самых тяжелых пород дерева на земле. Растет в Вест-Индии и Центральной Америке. Древесина содержит естественные масляные карманы, что делает ее идеальной для подшипников вала руля и килей. Цвет древесины варьируется от синего до почти черного с кремовой заболонью. Он очень хорошо противостоит гниению и воздействию влаги, обладает высоким напряжением и прочностью на раздавливание.
Древесина африканского красного дерева напоминает подлинное красное дерево, только его окрас варьируется от розового до красновато-коричневого. Работать с ним не так легко, как с настоящим красным деревом. Но несмотря на это оно хорошо противостоит гниению и обладает высокой ударопрочностью. Также древесина хорошо противостоит усадке и выдерживает сезонные изменения без деформации.
7. Красное дерево
Хотя иногда его называются мексиканским красным деревом, на самом деле оно растет в Южной Америке, Центральной Америке и некоторых частях Вест-Индии и Флориды. Сердцевина дерева может значительно различаться в зависимости от региона ее происхождения, но обычно она содержит красноватые или коричневые пигменты с заболонью кремового цвета. Обладает отличной устойчивостью к гниению, хорошо выдерживает сезонные деформации и имеет умеренную степень усадки. Центральноамериканский вид наиболее распростран в судостроении.
8. Белый дуб
Белый дуб – довольно плотная древесина. Имеет более слабую текстуру, чем его собрат – красный дуб. Без должного ухода начинает быстро гнить. Молодая древесина белого дуба хорошо отпаривается и гнется, тем не менее работа с его плотной структурой требует определенных усилий и острых инструментов. Некоторые клеи плохо работают на древесине белого дуба при погружении в воду из-за высокого содержания кислоты в самой древесине.
9. Тик
Тик считается самой устойчивой к гниению древесиной в мире. Однако несмотря на это, он имеет небольшие проблемы с адгезией. Тик произрастает в Таиланде, Ост-Индии и Бирме. Заболонь его может быть белого или коричневого цвета. Зерно идет прямо, а текстура имеет грубую или маслянистую окраску. Тиковое полотно может быть хрупким и тупить режущими инструментами. Чаще всего его используют для настила палуб, салонов, столярных и кабинетных помещений.
Порт-Орфордский кедр происходит из Южного Орегона и некоторых районов Северной Калифорнии. Эта разновидность кедра имеет наибольшее применение в строительстве судов, чем любой другой кедр, благодаря своему мелкому зерну и прочности. Древесина имеет светло-желтое или коричневое ядро и источает пряный запах. Кедр обладает отличной устойчивостью к гниению и отвечает основным судостроительным стандартам.