Самокаты раздражают всех: пешеходов, велосипедистов, автомобилистов. Запретить или создать условия?
Проблем с самокатами нет только там, где нет самих самокатов. Например, в Голландии, где ниша транспорта последней мили давно занята велосипедами. Хотя это ещё не гарантирует защиты от самокатного нашествия. В Копенгагене самокаты смогли завоевать улицы всего за шесть месяцев, причём датчане часто используют их в том же режиме, что и свои велосипеды — возят на них габаритный багаж и детей в школу. Они также востребованы у нетрезвых граждан — электросамокат дешевле такси, а ехать на нем легче, чем на велосипеде.
Но главное, электросамокаты пришли в города, которые пока далеки от велосипедного рая. И их положение на дороге там ещё более спорное, чем у велосипедов. Самая парадоксальная ситуация в Британии: электросамокат можно купить, но легально ездить на нем невозможно, это запрещает документ под названием 1835 Highways Act, принятый более ста лет назад. Правда, от запретов толку мало — 35-летняя телеведущая и блогер Эмили Хартридж недавно погибла в лондонском районе Баттерси, когда её электросамокат столкнулся с грузовиком на круговой развязке. Месяц назад первое летальное ДТП с самокатом произошло и в Париже — мужчина попал под грузовик.
В США распространение электросамокатов началось с калифорнийской Санта-Моники. Пользуясь пробелами в законодательстве, компания Bird просто выставила свои самокаты на улицах. Местные власти не растерялись и вчинили предпринимателям иск, взыскав с них в итоге около 300 тысяч долларов.
СПЕРВА САМОКАТЫ ПОЯВЛЯЛИСЬ НА УЛИЦАХ, А ПОТОМ УЖЕ ЧИНОВНИКИ НАЧИНАЛИ ДУМАТЬ, ЧТО ТЕПЕРЬ С НИМИ ДЕЛАТЬ.
Во многих других американских городах события развивались по той же схеме: сперва самокаты появлялись на улицах, а потом уже чиновники начинали думать, что теперь с ними делать. NACTO (Национальная ассоциация транспортных чиновников, которая известна своими прогрессивными взглядами) в этих спорах стоит, скорее, на стороне властей. Там считают, что у электросамокатов есть большой потенциал, но при этом города должны сохранять контроль за своими улицами.
В отличие от России, где самокаты, пусть даже электрические, приравниваются к пешеходам, американские правила предписывают им ездить по велодорогам или проезжей части. Главная претензия к самокатчикам, что они эти правила не соблюдают и лезут на тротуар. Учитывая, что электросамокат легко разгоняется быстрее велосипеда, недовольных людей можно понять.
ГЛАВНУЮ УГРОЗУ САМОКАТЧИКИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ НЕ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ, А ДЛЯ САМИХ СЕБЯ.
Электросамокаты зарекомендовали себя как довольно опасный транспорт. Но главную угрозу самокатчики представляют не для пешеходов, а для самих себя. Самое цитируемое исследование ДТП с участием самокатов проходило с Остине в сентября прошлого года. За это период пользователи местного проката электросамокатов совершили 936 110 поездок средней протяженностью меньше мили (1,6 км). При этом на каждые 100 000 поездок случалось 20 аварий с травмами. Чаще всего повреждения были небольшие, так что всего 14% пострадавших обращались к врачу, но 88% из них потребовалось срочное медицинское вмешательство.
Из опросов потерпевших получается, что опасен не электросамокат как таковой, а его новизна. Треть пострадавших пользовались этим видом транспорта впервые, а 60% совершили на нем не более девяти поездок. Так что им просто не хватило сноровки, которая появляется с опытом, и ой как нужна при управлении электросамокатом — большая часть моделей развивает скорость до 25 км/ч, но есть и такие, которые разгоняются до 35 км/ч. Вот еще интересный момент — только 10% самокатчиков пострадали из-за столкновения с машиной, зато половина из них винили в аварии дефекты дорожного покрытия.
ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ ЧАСТО АРЕНДУЮТ ЛЮДИ, НИКОГДА ПРЕЖДЕ НА ТАКОЙ ШТУКЕ НЕ ЕЗДИВШИЕ.
Американский урбанист Ариан Хорбовец — из тех, кто списывает проблемы электросамокатов на их новизну: если пользователи велопроката в массе своей имели соответствующий опыт и раньше, то электросамокаты часто арендуют люди, никогда прежде на такой штуке не ездившие. “При этом маленькие колёса самокатов очень чувствительны к трещинам и ямам, которые велосипед проедет без особых проблем», — предупреждает он. Хорбовец знает, о чем говорит: он наездил на своём электросамокате UScooter Eco около 900 км. По американским правилам, самокатчики, как и велосипедисты, должны ехать в правом ряду, поближе к тротуару, но именно там, как пишет Хорбовец, их подстерегают все мыслимые опасности — мусор, ямы, трещины, запавшие водосточные решетки и так далее. Именно поэтому они перемещаются на тротуары.
В Париже с поездками на электросамокатах по тротуару решили бороться, установив штраф в 135 евро, а за парковку, мешающую проходу пешеходов, придется заплатить еще 35. Но Париж, по крайней мере, активно строит велодороги, так что у самокатчиков есть безопасная альтернатива поездке среди машин.
В России все наоборот — ПДД требуют ездить на электросамокатах исключительно по тротуарам. А всё потому, что такого понятия как электросамокат в правилах в принципе нет, так что их приравнивают к пешеходам. Строго говоря, им нельзя даже на велодорожки. Хотя многие об этом, возможно, даже не догадываются. На сайтах Youdrive Lite и “Делисамоката”, которые занимаются арендой электросамокатов в Москве, вопрос “где ездить” деликатно не освещается. На сайте компании To Go советуют ездить на электросамокате по велодорожкам — это логично, но вообще-то незаконно.
ЦОДД ГОТОВИТ ПОПРАВКИ В ПДД, ЧТОБЫ ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ, СИГВЕИ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА МИКРОМОБИЛЬНОСТИ ПРИЗНАЛИ ТРАНСПОРТОМ.
При всей разнице в нормативах, результат мы получаем примерно такой же, как во всём остальном мире — пешеходы недовольны новыми соседями, а кривая ДТП с участием самокатов идет вверх. По словам первого заместителя руководителя ЦОДД Александра Ходакова, за апрель-май этого года в Москве произошло 32 ДТП с пострадавшими пользователями средств микромобильности, а один человек погиб. Теперь ЦОДД готовит поправки в ПДД, чтобы электросамокаты, сигвеи и так далее признали транспортом.
Хорошо, что ЦОДД видит проблему, плохо, что в качестве решения он не предлагает ничего, кроме изменения нормативов. Как ни назови самокаты, в городах, построенных вокруг автомобиля, у них нет своего полноценного места. Невозможно утрамбовать транспортное средство XXI века в систему, сложившуюся в середине ХХ. Нужно менять саму систему. А пока самокатчикам стоит рассчитывать только на себя — и быть поосторожней.