Найти тему
#velonation

Что нам делать с самокатами?

Самокаты раздражают всех: пешеходов, велосипедистов, автомобилистов. Запретить или создать условия?

Проблем с самокатами нет только там, где нет самих самокатов. Например, в Голландии, где ниша транспорта последней мили давно занята велосипедами. Хотя это ещё не гарантирует защиты от самокатного нашествия. В Копенгагене самокаты смогли завоевать улицы всего за шесть месяцев, причём датчане часто используют их в том же режиме, что и свои велосипеды — возят на них габаритный багаж и детей в школу. Они также востребованы у нетрезвых граждан — электросамокат дешевле такси, а ехать на нем легче, чем на велосипеде.

Электросамокаты на велодорожках Копенгагена.
Электросамокаты на велодорожках Копенгагена.

Но главное, электросамокаты пришли в города, которые пока далеки от велосипедного рая. И их положение на дороге там ещё более спорное, чем у велосипедов. Самая парадоксальная ситуация в Британии: электросамокат можно купить, но легально ездить на нем невозможно, это запрещает документ под названием 1835 Highways Act, принятый более ста лет назад. Правда, от запретов толку мало — 35-летняя телеведущая и блогер Эмили Хартридж недавно погибла в лондонском районе Баттерси, когда её электросамокат столкнулся с грузовиком на круговой развязке. Месяц назад первое летальное ДТП с самокатом произошло и в Париже — мужчина попал под грузовик.

В Лондоне электросамокаты запрещены, но только на бумаге.
В Лондоне электросамокаты запрещены, но только на бумаге.

В США распространение электросамокатов началось с калифорнийской Санта-Моники. Пользуясь пробелами в законодательстве, компания Bird просто выставила свои самокаты на улицах. Местные власти не растерялись и вчинили предпринимателям иск, взыскав с них в итоге около 300 тысяч долларов.

СПЕРВА САМОКАТЫ ПОЯВЛЯЛИСЬ НА УЛИЦАХ, А ПОТОМ УЖЕ ЧИНОВНИКИ НАЧИНАЛИ ДУМАТЬ, ЧТО ТЕПЕРЬ С НИМИ ДЕЛАТЬ.

Во многих других американских городах события развивались по той же схеме: сперва самокаты появлялись на улицах, а потом уже чиновники начинали думать, что теперь с ними делать. NACTO (Национальная ассоциация транспортных чиновников, которая известна своими прогрессивными взглядами) в этих спорах стоит, скорее, на стороне властей. Там считают, что у электросамокатов есть большой потенциал, но при этом города должны сохранять контроль за своими улицами. 

Электросамокаты на улицах Санта-Моники.
Электросамокаты на улицах Санта-Моники.

В отличие от России, где самокаты, пусть даже электрические, приравниваются к пешеходам, американские правила предписывают им ездить по велодорогам или проезжей части. Главная претензия к самокатчикам, что они эти правила не соблюдают и лезут на тротуар. Учитывая, что электросамокат легко разгоняется быстрее велосипеда, недовольных людей можно понять.

ГЛАВНУЮ УГРОЗУ САМОКАТЧИКИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ НЕ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ, А ДЛЯ САМИХ СЕБЯ.

Электросамокаты зарекомендовали себя как довольно опасный транспорт. Но главную угрозу самокатчики представляют не для пешеходов, а для самих себя. Самое цитируемое исследование ДТП с участием самокатов проходило с Остине в сентября прошлого года. За это период пользователи местного проката электросамокатов совершили 936 110 поездок средней протяженностью меньше мили (1,6 км). При этом на каждые 100 000 поездок случалось 20 аварий с травмами. Чаще всего повреждения были небольшие, так что всего 14% пострадавших обращались к врачу, но 88% из них потребовалось срочное медицинское вмешательство. 

Из-за маленьких колёс самокаты очень чувствительны к качеству дорожного покрытия.
Из-за маленьких колёс самокаты очень чувствительны к качеству дорожного покрытия.

Из опросов потерпевших получается, что опасен не электросамокат как таковой, а его новизна. Треть пострадавших пользовались этим видом транспорта впервые, а 60% совершили на нем не более девяти поездок. Так что им просто не хватило сноровки, которая появляется с опытом, и ой как нужна при управлении электросамокатом — большая часть моделей развивает скорость до 25 км/ч, но есть и такие, которые разгоняются до 35 км/ч. Вот еще интересный момент — только 10% самокатчиков пострадали из-за столкновения с машиной, зато половина из них винили в аварии дефекты дорожного покрытия. 

ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ ЧАСТО АРЕНДУЮТ ЛЮДИ, НИКОГДА ПРЕЖДЕ НА ТАКОЙ ШТУКЕ НЕ ЕЗДИВШИЕ.

Американский урбанист Ариан Хорбовец — из тех, кто списывает проблемы электросамокатов на их новизну: если пользователи велопроката в массе своей имели соответствующий опыт и раньше, то электросамокаты часто арендуют люди, никогда прежде на такой штуке не ездившие. “При этом маленькие колёса самокатов очень чувствительны к трещинам и ямам, которые велосипед проедет без особых проблем», — предупреждает он. Хорбовец знает, о чем говорит: он наездил на своём электросамокате UScooter Eco около 900 км. По американским правилам, самокатчики, как и велосипедисты, должны ехать в правом ряду, поближе к тротуару, но именно там, как пишет Хорбовец, их подстерегают все мыслимые опасности — мусор, ямы, трещины, запавшие водосточные решетки и так далее. Именно поэтому они перемещаются на тротуары. 

В Париже с поездками на электросамокатах по тротуару решили бороться, установив штраф в 135 евро, а за парковку, мешающую проходу пешеходов, придется заплатить еще 35. Но Париж, по крайней мере, активно строит велодороги, так что у самокатчиков есть безопасная альтернатива поездке среди машин.

Неаккуратная парковка самокатов в Париже карается штрафом.
Неаккуратная парковка самокатов в Париже карается штрафом.

В России все наоборот — ПДД требуют ездить на электросамокатах исключительно по тротуарам. А всё потому, что такого понятия как электросамокат в правилах в принципе нет, так что их приравнивают к пешеходам. Строго говоря, им нельзя даже на велодорожки. Хотя многие об этом, возможно, даже не догадываются. На сайтах Youdrive Lite и “Делисамоката”, которые занимаются арендой электросамокатов в Москве, вопрос “где ездить” деликатно не освещается. На сайте компании To Go советуют ездить на электросамокате по велодорожкам — это логично, но вообще-то незаконно.

ЦОДД ГОТОВИТ ПОПРАВКИ В ПДД, ЧТОБЫ ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ, СИГВЕИ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА МИКРОМОБИЛЬНОСТИ ПРИЗНАЛИ ТРАНСПОРТОМ.

При всей разнице в нормативах, результат мы получаем примерно такой же, как во всём остальном мире — пешеходы недовольны новыми соседями, а кривая ДТП с участием самокатов идет вверх. По словам первого заместителя руководителя ЦОДД Александра Ходакова, за апрель-май этого года в Москве произошло 32 ДТП с пострадавшими пользователями средств микромобильности, а один человек погиб. Теперь ЦОДД готовит поправки в ПДД, чтобы электросамокаты, сигвеи и так далее признали транспортом.

По российским ПДД, на самокате надо ездить только по тротуару.
По российским ПДД, на самокате надо ездить только по тротуару.

Хорошо, что ЦОДД видит проблему, плохо, что в качестве решения он не предлагает ничего, кроме изменения нормативов. Как ни назови самокаты, в городах, построенных вокруг автомобиля, у них нет своего полноценного места. Невозможно утрамбовать транспортное средство XXI века в систему, сложившуюся в середине ХХ. Нужно менять саму систему. А пока самокатчикам стоит рассчитывать только на себя — и быть поосторожней.