.
Если задать такой странный вопрос, кто прекрасен, и попытаться ответить на него, я бы дал на этот вопрос самый лаконичный и простой ответ. Прекрасен прежде всего тот, кто себя видит прекрасным. В каждом человеке есть что-то прекрасное от Бога, доказательством тому служит пример, что все дети, (или почти все) прекрасны. Правда, даже среди этих детей найдется самый прекрасный ребенок. Другой вопрос, сохранит ли он это в себе, и можно ли это начало Прекрасного сохранить? Прекрасен тот, кто не пожелает с этим началом расстаться, уже повзрослев, обменяв это начало на нечто земное, и мирское, на обманчивый мираж успешности, на пошлый или расхожий идеал мужского мачизма, на ложное счастье плотской и мирской любви, или денег. С другой стороны, мы помним и сказку о Гадком Утенке. Но и эта сказка о том же, о начале лебедином как Господнем средь человеческого (в сказке представленного как утиного.) Прекрасен тот, кто бескомпромиссен, как в сущности бескомпромиссно и начало прекрасное, никогда не мирящееся просто с земным, в силу надземности своей природы, или происхождения, и подобно тому, как не может человек считающим себя честным, сознательно лгать, так же , не может и человек считающий себя прекрасным, не быть им.
Другое дело, что каждый ли человек желает быть прекрасным? Этого желают лишь единицы. Мы бы назвали странным мужчину который желал бы быть прекрасным, как мы назвали бы странной женщину, которая желала бы стать похожей на сказочную Василису Премудрую, тем более, что большинство людей от такой девушки бы отвернулось. Потому, что люди хотят чего- то другого, люди хотят успешности, или денег, мирского благополучия и власти. Разумеется, это не значит что свят тот, кто считает себя святым. Ибо к святости идут годами, и трудами, молитвами и верой, хотя, в самом строгом смысле лишь Господь свят, и люди святы лишь святостью Господа, а не своей святостью. Своей святостью свят (как мы знаем) лишь Денница. А Серафим Саровский был свят святостью Христа. Это можно отнести и к другим святым. И потому ,так же, точно, и прекрасны люди - лишь началом Господним в своем образе. Без начала Господнего нет и прекрасного – не только в людях, но и в природе, и даже, в искусстве.
Даже если, мы о том , иногда, забываем.
Иными словами, Прекрасное просто даруется нам Богом, (а не зарабатывается) с рождения и детства, а потом, оно просто теряется. Если же оно не теряется, значит человек отмечен небесами. Если ответить на этот вопрос, совсем лаконично, (одной формулой) человек который не в силах прекрасное потерять и будет прекрасным. От чего это зависит я не знаю, и никто не знает. Это знает Господь. В этом и состоит тайна Прекрасного, а так же и тайна Антиноя. Правда, в этом же состоит и тайна его обреченности, и бессмертья его красоты. Красота Антиноя - это предчувствие красоты Христа. Прекрасное и есть предчувствие сошествия Бога.
Что еще необходимо заметить?
Прекрасное - сопряжено с обреченностью, или одиночеством. Я не знаю что делает человека красивым, (или лучше сказать, что делает одного человека красивее другого). Я бы сказал, что человека делает красивым какая -та сублимация, какая то сублимированная внутренняя энергия Эроса . Тайное, но сильное (и бессознательное) желание любви, пожалуй, вот, что делает одного человека красивее другого, даже в старости, и при этом, чем меньше об этом человек догадывается, тем это виднее и запечатленнее на его внешности и образе.
Ибо красота и есть запечатленность Эроса на образе.
Человек красив, если он всю жизнь занимается наукой и культурой, (или, каким-нибудь другим делом, например, он всю жизнь путешествует на яхте) хотя по сути он желает любви, и сам этого даже не знает, а ни то что бы, скрывает от себя. Пишу так потому, что много наблюдал над людьми. А люди делятся на две категории. Одни хотят власти , другие любви. Что общего между этими стремлениями? Желать любви, или власти - желать своей значимости.
Просто это значимость очень разная.
И люди потому, очень разные. Хотят любви люди , отмеченные Венерой в рождении, (либо, те, у кого Венера в созвездьи бессознательно экзальтируется), а власти хотят люди отмеченные Марсом. Эти люди отличаются и чисто внешне, по разным манерам рассуждать, по разным образам своего поведения, и реакций, как и по разным образам жизни.
Но что самое интересное, Марс и Венера очень связаны, (Венера - супруга Марса.)
При этом, каждый астролог знает, что Венера всегда господствует над Марсом, (смягчая его воинственное влияние, и тем самым уравновешивая баланс сил Космоса ), а Марс над Венерой, никогда. Поле, и влияние Венеры, которой больше других звезд досталось солнца, буквально намагничивает человека, и очень преображает его внешне.
Люди отмеченные Венерой, красивы.
Люди которые хотят власти как правило некрасивы, (или не очень красивы) внешне, как не красивы, и бабники, быстро растрачивающие себя. Конечно красота это отмеченность Господом, даже когда мы говорим, что человек отмечен Венерой. Ведь Венера, в конце концов, лишь звезда, а точнее, лишь одна из сотни тысяч других звезд. Хотя, Венера всегда одинока.
Так же и Красота выделяя человека нередко его делает одиноким.
Конечно нужно так же сказать, что будет прекрасным и тот, кого другие видят прекрасным, даже в случае, если он сам себя не видит таковым, но его видят прекрасным, другие люди, как наконец, прекрасен тот, кто находит и, в ком - то, другом, прекрасное, даже, если его начало прекрасное скрыто в его глубине, проявляясь, лишь, иногда .
Потому, что, что такое любить?
Любить, это, прежде всего, видеть красоту в другом, а не в себе, (а потом уже, в ее свете увидеть немножко красоты и в себе.) Если другие (писатели, поэты, просто люди) являются лишь хорошим фоном для тебя, для твоего образа , это никакая не любовь. Любовь это когда ты сам хочешь быть фоном для чьего-то образа, что бы осветить красоту тех, кого ты любишь, выявив в них то, что открылось тебе, что бы и в себе обнаружить красоту.
Но и этого сказать недостаточно.
На самом деле, понятие красоты – понятие сложное, у понятия красоты нет почвы, как и нет никаких умозрительных критериев красоты. Невозможно логически доказать , что кто -то красив, (или, что, кто -то красивее другого) , ибо говорить о красоте почти так же невозможно ,как говорить о любви, или о Боге. Красоты и любви может коснуться лишь поэзия.
Поэзия, или, в лучшем случае, поэтичная проза.
Тем не менее красота всегда очевидна, не смотря на то, что каждый человек назовет красивыми разные явления, разных людей, или разные типы или образы. Потому, красота уязвима. Даже в наш , самый нескромный век, можно найти, что люди часто стыдятся своей и чужой красоты, как стыдятся они красивых поступков, или жестов, стыдятся наконец, своих чувств, и чувственных проявлений, стыдятся публичности чьей -то красоты.
В связи с чем мне приходят на ум скандалы с Анастасией Волочковой.
Я имею в виду ее откровенные фотографии. Тем не менее, кто бы что о ней не писал, Анастасия Волочкова - прекрасна, (независимо от того ,эксгибиционистка, она или нет) , ибо она бесплотна, она психейна. Анастасия Волочкова даже самая обнаженная не порнографична, даже в самой откровенной позе. И не в самом юном возрасте она, все равно, юна.
То есть больше чем юна, она вечна.
Потому, что природа у нее другая, не порнографичная, и конституция , и организация души и потому, что она родом из Серебряного Века а не из нынешнего. А вот оскорбительные комментарии некоторых людей порнографичны, ибо вкусы их глубоко плебейские, потому что люди (пишущие их) люди ханжеские и плотские.
Разве должен ли быть стыд у красоты?
У красоты должна быть отстраненность, а не стыд. Что такой стыд внешней, собственной красоты? Говоря философски, это как бы некоторая саморефлексия красоты , но ни в ее отношении к себе, а в отношении ее носителя, (или говоря еще точнее, в отношении к своей очевидной форме), ибо красота лишь проявление божественного в мире, а лишь потом, уже, очевидность и форма.
Так бы я лично и определил красоту.
Поэтому секрет красоты состоит в том, что красота не должна знать о себе , что она привлекательна, и красива. В красоте должен жить не нарциссизм, а отстраненность, как отстранены и некоторые прекрасные христианские святые на полотнах , как отстранены горы, деревья, или цветы - или, как в буддизме, отстранен вечно прекрасный Будда. Ибо Красота и есть отстраненность от своей формы, в которой она слишком очевидна взгляду.
Впрочем, это были лишь размышления о красоте вообще.
На самом деле, в этой статье мне хотелось бы уделить несколько слов звезде немного кино, Вере Холодной. Почему, именно ей? На мой взгляд, Вера Холодная с ее образом прекрасной библейской мученицы, словно бы сошедшей с полотен Возрождения, (хотя и, в, уже, декадентском ключе , и преломлении), и так мало на земле прожившей, и воплотила образ Прекрасной Дамы Серебряного Века.
Даже скорее, чем Любовь Менделеева.
Хотя и возникла Вера Холодная, чуть позднее ее. Как хорошо высказался киновед Евгений Марголит, Вера Холодная олицетворяла новый для российского кинематографа декадентский типаж, пришедший в 1910-х годах на смену образу «щекастой румяной русской красавицы".
Впрочем, даже к своем декадансе Вера Холодная уникальна .
Удивительно в ней и то , что являя по природе скорее южный, цветущий украинско –одесский, (или полтавский) тип женщины, Холодная гениально воплотила образ именно декадентский, при этом, даже, не на уровне своей игры, а на уровне только образа.
Играть Холодная почти не умела, хотя ее и приглашал к себе Станиславский.
Зато, от ее образа и сейчас исходит - какая -та мистическая, и таинственная энергия . В ее лице и образе есть загадка, которая трудно поддается истолкованию. Не верится, в то, что такая прекрасная героиня была на самом деле. Что самое удивительное, и некоторые ее современники, из числа поклонников, не верили в то , что она существует на самом деле, ( на полном серьезе, полагая, что она существует лишь в кино.)
Прекрасная Дама - только снится .
Кто сравнится из всех образов с Верой Холодной по красоте? Если признаться, размышлял об этом долгие годы. Возможно, моя точка зрения покажется субъективной, чего я не боюсь, ибо не бываю никогда только субъективным, но я бы сказал, что никто. Перебирал всех красивых женщин прошлого и настоящего. Но никто с Верой Холодной не сравнится . Кого с нею можно сравнить? Деми Мур? Деми Мур в юности красива.
Но даже лучшая Деми Мур поблекнет на фоне Веры Холодной.
Мэрилин Монро? Не сравнишь, и они противоположности. Мэрилин Монро это красивая девушка с американского двора, чувственная и я бы сказал, плотская, в которой нет ничего декадентского. Прибавь к Мэрилин декаданса, она перестала бы быть красивой, растеряла бы всех поклонников. Мэрилин слишком наяву, она не снится. А Вера Холодная, словно бы, даже не являет ничего плотского, словно это один образ который снится...
Разве от Мэрилин Монро исходит такая мистическая энергия?
А Мата Хари? Вера Холодная и ее прекраснее, воздушнее, изысканнее, и таинственнее. Сравните их фотографии. Молодая певица Мадонна? Молодая Мадонна кстати отдаленно напоминает лицом Веру Холодную, округлостью лица, даже выражением. Но Вера Холодная конечно красивее Мадонны. Никто с Верой Холодной не сравнится.
Прекраснее Веры Холодной только сама Пресвятая Богородица.
И все таки, неожиданно, я нашел разгадку красоты Веры Холодной, ответив на вопрос, почему с нею, кого из красивых женщин не поставишь рядом ( Катрин Денев, Софию Ларен, Бриджит Бардо, или, Деми Мур) – все они несколько поблекнут на фоне ее образа.
Разгадка ее образа состоит в том, что Вера Холодная ангелична.
Ангеличная природа актрисы читается на всех ее фотографиях, и образах, при этом, она настолько ангелична, что Деми Мур, и Катрин Денев, и даже Мата Хари, Клео де Мерод, и Айседора Дункан показались бы, какими -то, человечными, и "земными" на ее фоне. Как это объяснить понятнее? Есть ангеличный ,редкий тип, встречающийся как среди мужчин, так и среди женщин.
К примеру , немецкий поэт Гельдерлин, ангеличен.
Поставь рядом с Гельдердином красивого Гете (а Гете был красивым по немецки мужчиной) , даже Гете поблекнет на фоне образа ангеличного Гельдерлина, если начать судить по портретам обоих, сравнивая образы двух немецких классиков. А если коснуться других стран и культур?
В русской культуре, конечно, Александр Блок ангеличен.
В индийской культуре ангеличен философ Кришнамурти, (если судить по его молодому образу), а в английской культуре, ангеличен поэт Перси Шелли. Кого с ними рядом не поставишь, из земных красивых людей - они поблекнут на фоне этих авторов. Дело не в степени их красоты, а в ее ступени, если под степенью подразумевать степень человеческой красоты, а под ступенью - ступень красоты ангеличной.
Хотя, на самом деле, красота понятие человеческое, ибо сравнительное.
Среди ангелов нет некрасивых, или красивых. Ангел прекрасен потому, что он ангел , а не человек. Ангеличный человек, как бы, не до конца воплощен в тело, в нем всегда больше - от образа. Поэтому , такие люди кажутся неземными. К натурам ангеличным можно отнести и Веру Холодную. Если Анастасия Волочкова психейна, Вера Холодная ангелична.
Хотя, и Волочкова из Века Серебряного.
Кстати, в этом же, состоит разгадка некоторой детскости Веры Холодной (некоторые критики , или люди, ее знающие писали об ее инфантильности, или пожизненной детскости.) Ангеличное это райское бессознательное, которое может оставить человека, на всю жизнь в образе почти отрока, с той разницей что это будет ангел, а не отрок.
И эта разница будет заметна.
Потому, что это "райское бессознательное" как бы усыпит человека при жизни, (ангеличный человек будет жить в своих снах, и не просыпаться.) Поэтому, в других случаях ангеличный человек (благодаря этому же "райскому бессознательному") будет напротив, мудрецом, и станет например, поэтом, философом, или даже святым.
В обоих случаях, он будет одухотворенным, и неземным.
И в обоих случаях, он будет прекрасным. Пожалуй, я описал все типы красоты, коснувшись разных образов и примеров. Что я мог бы к этому добавить? Прекрасен тот, на кого не смотришь долго, (поневоле отводишь глаза.) Красота это слишком внутреннее чувство. Как заметил Шарль Бодлер, странность является необходимым ингредиентом для красоты.
Потому, может быть поэты странны, что странна и красота.
Тем не менее, , существует именно три типа красоты, красоты человеческой, ангеличной, и святой, ( говоря о христианской иерархии) , к этим типам красоты можно еще добавить, красоту в языческом смысле, героическую, и божественную.
А самая высшая красота - ангеличная, или святая.