Найти тему
Усы Джоконды

Феномен Айвазовского: почему так прославился мастер "неправильного моря"?

Абсолютно каждый из нас видел "Девятый вал" Айвазовского и точно знает ответ на вопрос "Кто главный маринист в истории русской живописи?" Но почему именно Иван Айвазовский? Ведь были и другие маринисты и просто крупные живописцы-современники. Почему "волна Айвазовского" стала брендом, а сам художник - феноменом своего времени? Немногие сегодня знают, что Айвазовский при жизни не только был обласкан славой, но еще над ним... посмеивались и критиковали за "неправильное море".

По старому поверью моряков, по время бури 9-ый по счету вал самый страшный
По старому поверью моряков, по время бури 9-ый по счету вал самый страшный

Художник был очень популярен еще при жизни, не знал бедности или невостребованности. Он сам активно продвигал свое творчество "в народ" и не желал оставаться в рамках "элитарного искусства". В каждом кабаке можно было увидеть репродукции его картин, а в каждой лавке - открытки с репринтами. Его действительно знали и любили не только в богатых домах, но и простые люди.

Айвазовский был невероятно плодовитый - за свою, пусть и долгую, жизнь он нарисовал около 6000 картин! Работал он быстро, за один день мог закончить одну, а то и несколько работ. Его муза была легкой и радостной - работа давалась легко, ни одну из своих картин Айвазовский не "выстрадал".

Иван Айвазовский "Корабль в бушующем море", 1858
Иван Айвазовский "Корабль в бушующем море", 1858

Нередко критики упрекали его в том, что он "клепает" свои работы как под копирку, называли его "рыночным" художником. Александр Бенуа писал о "безобразной массе совсем тождественных между собой" картин.

Сейчас часто можно услышать штампы о том, как якобы достоверно Айвазовский рисовал море. Это не так. Художник никогда не был реалистом, и в его картинах полно ошибок и "неправильного моря". Именно за это его часто критиковали современники, художники-реалисты. Но дело не в этом. Айвазовский - романтик, и прелесть его романтических работ заключается не в документальности, а в том общем впечатлении, которое его картины производят на зрителя.

Именно это впечатление заставило Илью Репина невольно съежится и отпрянуть, когда Айвазовский открыл перед ним дверь в мастерскую, за которой находился "Девятый вал". А Карла Брюллова говорить о вкусе соли при взгляде на картины художника.

Иван Айвазовский "Буря на море ночью", 1849
Иван Айвазовский "Буря на море ночью", 1849

Айвазовский обладал потрясающей техникой. Долгое время современники не могли понять, как у художника получается делать волны такими прозрачными, даже ходили слухи о том, что он покупает какие-то особые краски напрямую у Тёрнера (разумеется, это миф). "Волна Айвазовского", которой он добивался при помощи техники лессировки (послойного наложения красок), - это феномен мировой живописи, который никто так и не смог повторить.

Айвазовский мастерски изображал свет. Именно свет - пусть даже небольшой лучик, пробивающийся сквозь грозовые тучи - всегда был на его полотнах и означал надежду. На европейских выставках зрители даже пытались заглянуть за картину "Девятый вал", думая, что их разыгрывают, и за полотном стоит свечка.