Драгоценности государынь российских до того момента, как Петр Великий начал безудержно прорубать окно в Европу, радикально отличались от более поздних украшений 18-го столетия. Помните знаменитую киноленту «Юность Петра»? Так вот, расшитые драгоценными каменьями одеяния и головные уборы аристократок там показаны исторически реалистично.
Одной из ярких представительниц круга царских жен была Евдокия Лопухина, в девичестве - Прасковья. Нелюбимая и порядком надоевшая горячему Петру супруга, которая в одночасье подверглась принудительному разводу, что называется, без сохранения девичьей фамилии. Жемчуга и самоцветы не радовали одинокую женщину. Даже рождение трех сыновей, из которых выжил только царевич Алексей, так и не сблизило самодержца с первой пассией. Властный юный Петр, правитель эгоистичный и нрава безудержного, с упрямой женушкой не ужился. А в немецкой слободе его, к тому же, очаровала красавица иностранка Анна Монс.
Первая женщина самодержца, прозванного Великим и за крутой темперамент, и за радикальную политику правления, славилась вполне приятной внешностью. Официальные приемы требовали нарядов, искусно расшитых алмазами, первоклассным жемчугом, небесными сапфирами и пурпурными гранатами. Кстати, жемчуг использовался не только привозной, но и отечественный. До конца 19-го столетия запасы раковин-жемчужниц из речного богатства северо-запада Руси, к несчастью, были истощены.
Настоящим произведением ювелирного искусства земли русской корона царицы - венец, разделенный на двенадцать зубцов. Каждый из которых символизировал личность святого апостола. Величественный головной убор переливался крупными самоцветами. Как и любая ценительница драгоценностей, Евдокия Лопухина не могла оставаться равнодушной и к нагрудным украшениям, не дошедшим до наших дней. Они именовались аламами и бывали серебряными, золочеными, чеканными.
Не увидим мы в реальности и так называемых ожерелий - воротников-стоек или горизонтальных воротничков, расшитых каменьями. Их пристегивали к одежде (в том числе, и к мужской). Вам нравятся современные накладные воротнички, украшенные бисером, бусинами или стразами? А есть и в настоящих драгоценных камнях экземпляры. Это потомки тех самых царских ожерелий: серебряных с позолотой, с «нанизанным жемчугом рогатым большим». Меж жемчужинами притаились в золотых гнездах крупные изумруды. Пуговицы ожерелий изготавливали с «яхонтами лазоревыми».
Кстати, о пуговицах. Золотые и серебряные, первоначально они были чеканными, инкрустированными камнями, разукрашенными эмалью. Ну, а парадные одежды и вовсе снабжались пуговицами из просверленных драгоценных кристаллов. Постепенно ювелирные мелочи заменялись на те, что обтягивались шелком и прочей тканью.
Царские перстни - вещицы массивные, зачастую, украшенные четырехугольными сапфирами, хрусталем, рубинами и алмазами. Родня царицы Евдокии, получившая при дворе лакомые места и должности, пополняла фамильные сокровищницы несчитанным богатством: перстнями, серьгами, и богатыми одеждами, мехами роскошными. Но вот в 1694-м году отошла в мир иной матушка царя, а еще через несколько лет ничем не сдерживаемый Петр одним своим распоряжением отправил Евдокию Федоровну на постриг в Суздальско-Покровский монастырь. Сына и двух дочерей опальной жены взяла на воспитание сестра правителя, Наталья Алексеевна. Государев развод был приведен в исполнение.
Семь долгих лет томилась бывшая царица в монастырских стенах. Но образ жизни вела светский, вернула богатые наряды, украшения, обзавелась придворным окружением и... любовником. Дело совсем уж неслыханное! Подобная дерзость стала известна грозному Петру. Как вы уже догадались, гнев самодержца вылился в репрессии и жестокие казни. Лишились жизни даже многие монахини. На глазах у обезумевшей от страха изменницы ее возлюбленный, майор Степан Глебов, подвергся немыслимым пыткам, и умер мучительной смертью, посаженный на кол.
В остроге и монастырской крепости на хлебе и воде царица-монахиня дождалась того момента, когда на престол взошел ее внук, Петр Второй. Но общего языка родственники как-то не нашли. На выделенные для ее содержания деньги пожилая Евдокия коротала век в Новодевичьем монастыре, до самой своей кончины.
Рекомендую прочитать:
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал"Ювелирные истории"