Этот любимый миллионами советских граждан фильм-спектакль вышел на экраны - страшно себе представить - 37 лет назад! Режиссером стала Алла Сурикова. В основе сюжета лежит пьеса Робера Тома "Попугаиха и цыпленок". Часто можно слышать упреки Мосфильму в том, что они де не заплатили авторский гонорар Тома за использование его пьесы. Но дело в том, что Тома не является автором сюжета. Он перевел на французский и адаптировал для французского читателя пьесу "Хлопотунья" британского писателя Джека Поплуэлла. Поэтому вопрос том, кому следовало бы платить гонорар, остается открытым.
Господь взял ее третьего любовника, а она взяла себе четвертого.
Рабочее название у картины было "Попугаиха и цыпленок", но ясно же, что советский зритель такого заголовка не поймет. Название придумывали всей съемочной группой, перебрали кучу разных вариантов, как вдруг кто-то из присутствующих сказал: "Шерше ля фам!" (Ищите женщину). За фразу ухватились и взяли ее в заголовок.
С самого начала работы Алла Сурикова видела в роли мадмуазель Постик Софико Чиаурели. Но это ее желание не нашло взаимности у комиссии Мосфильма, утверждавшей актеров на роли - чиновники считали, что эту роль должна исполнить актриса помоложе. Сурикова даже летала в Тбилиси, чтобы сделать фотопробы, но гостеприимная грузинская семья превратила ее визит в одно сплошное застолье и в результате режиссер так и улетела в Москву без фотографий. Чтобы не являться на комиссию с пустыми руками, Сурикова раскопала из своих запасов календарь 20-летней давности и перефотографировала изображенную на нем Софико и выдала эти снимки за пробы. Члены комиссии восхитились тем, как свежо и молодо выглядит актриса и согласились утвердить ее на роль. И не зря - никакая другая актриса не смогла бы создать такой фееричный образ мозгоклюйки с талантом детектива.
Конечно, количество лет не переходит в качество, но мы будем надеяться.
Роль инспектора Грандэна должен был сыграть Михаил Ульянов, но из-за гастролей не смог. Тогда предложили на выбор Армена Джигарханяна или Леонида Куравлева. Члены комиссии едва не расхохотались: "Афоня" в роли сыщика - да вы что? Только Джигарханян. Но председатель комиссии вдруг сказал: "Да такой тип, как Джигарханян, за 20 минут раскроет это дело. А вот Куравлев все две серии будет гадать. Так что берите Куравлева". На том и порешили.
На роль Робера де Шаранса, молодого амбициозного сотрудника конторы, пробовались Александр Абдулов и Олег Меньшиков. Образ циничного дельца очень удался Абдулову, и утвердили его. А он, в свою очередь, привел на съемочную площадку Леонида Ярмольника, который заменил в роли полицейского Максимена Семена Фараду.
Да и кто мог подумать, что человек с ножом в спине захочет подышать свежим воздухом?
Бюджет выделили небольшой, особо не разгуляешься, и Сурикова решила придать фильму вид телеспектакля - был в советские времена такой весьма популярный жанр в кинематографе. Ради экономии сократили число локаций до минимума - до одной. Все две серии снимали в одном небольшом помещении на студии Мосфильма.
Чтобы немного раздвинуть стены, Париж все же впустили в рамки фильма: в картину вставлены кадры из личной хроники Георгия Данелии, двоюродного брата Софико Чиаурели.
— А вам не кажется, что моя зарплата не соответствует моим способностям?
— Знаю, знаю. Но не могу же я допустить, чтобы вы умерли с голоду.
Опять же экономии ради весь звук писался вживую, поэтому на площадке требовалось соблюдать полную тишину, что было весьма затруднительно - присутствующие фыркали в кулак почти на каждую фразу актеров.
Кстати говоря, все адреса, упоминаемые в фильме - реально существуют в Париже. Сурикова даже раздобыла во французском посольстве настоящую французскую газету и настоящую фуражку французского полицейского.
Замужество - это сказка: мираж, пустыня, дворцы с пальмами, верблюды. Но потом я поняла, что дворцы с пальмами исчезнут и останется один верблюд.
И фильмы, которые смотрит мадмуазель Алиса, тоже реальные: "Частный детектив", "Следователь Файяр по прозвищу "Шериф" и "Смерть негодяя".
Действие фильма происходит в декабре 1982 года: на стене висит календарь на этот год, а в одной из сцен мэтр Роше говорит, что следующий год будет годом свиньи - 1983 год был годом свиньи.
— Слава Богу, вся эта история была только в голове у этой нимфоманки, неврастенички, авантюристки!
— Заткнись, чучело! У меня и так голова раскалывается!
А почему бы и нет? Ведь нимфоманка и неврастеничка с коллегами по сцене подарила чудесный фильм, один из лучших в истории отечественного кинематографа.