Несколько дней назад я уже рассуждал о том, что выгоднее: делать изделия ручной работы на заказ или же работать на продажу, можно ли найти оптимальное сочетание этих двух путей. И несколько дней назад перед нашей мастерской во всей своей реальности встала проблема выбора.
Началось всё с того, что за ночь из группы в ВКонтакте к нам обратилось два человека по поводу ваз-плетёнок. Одному нужна была яркая, красивая, разноцветная ваза, другому - такая же, но в пастельных тонах.
Через час снова звонок - девушке на день рождения подруги необходим какой-нибудь эксклюзивный подарок для кухни. Выбрали тарелочку из белого и зеленого стекла в японском стиле. Звонившая оказалась из нашего города и за тарелочкой приехала сама, осмотрела мастерскую, выбрала себе несколько украшений, да ещё записала ребёнка на мастер-класс.
После обеда ещё звонок, нужна открытка из стекла на свадьбу. Договорились о встрече, люди приехали через полчаса, совместными усилиями набросали эскиз. Открытка получилась что надо, нежно красиво, с объемными цветами. Самому понравилось до жути.
Ещё звонок: месяц назад заказывали вазу, оставляли предоплату, а сейчас хотят забрать. Приехали, забрали, заодно договорились ещё о двух вазах: средней и поменьше - хочется полный гарнитур из трёх ваз.
В этот же день Наталье позвонили по поводу мастер-классов. Причём хотят не один или два дня, а серию из нескольких мастер-классов для большой группы, желательно на два или три месяца, то есть мини-обучающий курс по фьюзингу. Насколько я понял это клуб, который хочет чтобы мы у них вели обучение на более-менее постоянной основе.
Потом ещё один звонок по мастер-классам.
Звонок по часам - заказали часы в форме подсолнуха, очень большие (они сейчас пекутся, завтра достаём из печи).
Ещё один звонок - в Уфу заказали огромные часы-панно в виде картины-абстракции.
В общей сложности за один бешеный день было почти 20 звонков, три человека приехали за уже готовыми заказами да ещё дополнительно выбрали себе украшения. Заказов поступило много, что не может не радовать, но встаёт следующая проблема:
ездить на ярмарки и фестивали или сидеть в мастерской и работать только на заказы?
С самого начала мы строили свою деятельность так: делаем большой набор украшений и предметов интерьера, с которыми потом ездим по России и торгуем. То есть основной канал продаж нашей мастерской был следующим: личные продажи на ярмарках, фестивалях, днях города, праздниках.
Общение с людьми на ярмарках и фестивалях обеспечивают не только активные продажи, но и дают стабильный поток последующих заказов. Однако теперь заказов стало настолько много, что ярмарки и фестивали уже серьёзно мешают их исполнению. Отказ от участия в ярмарках и фестивалях со временем повлечёт за собой сокращение потока заказов и нужно будет заниматься продвижением и рекламой через другие каналы.
Сегодня весь день паковали коробки, укладывали всё в машину - едем на Спасскую ярмарку в Елабугу, старт в среду в 5.00 утра. Все заказы отложены на 6 дней.
Сейчас сидим, пьём чай и думаем: как быть и что делать?
Мы также есть во ВКонтакте и в Одноклассниках.