У автомобильных энтузиастов Аргентина ассоциируется прежде всего с Хуаном-Мануэлем Фанхио – легендой мирового автоспорта, пятикратным чемпионом Формулы-1. О национальном автопроме, существовавшем за счет поддержки правительства и заградительных таможенных пошлин, практически никто не знает, а ведь и в Аргентине свое время выпускали интересные автомобили, например, абсолютно не известный широким массам Lutteral Comahue.
Lutteral Comahue появились в 1967 году и строились на базе «национального аргентинского автомобиля» Ika Torino. Torino был разработан с использованием элементов шасси и кузова американского AMC Rambler, лицензионного двигателя Jeep (солидного агрегата объемом 3,8 литра) и заказанным у Pininfarina дизайном. Симпатичный седан Ika Torino серебристого цвета был у самого Фанхио – несколько лет назад автомобиль всплывал в продаже. Стоит отметить, что компания Ika (Industrias Kaiser Argentina) зародилась как филиал американской корпорации Kaiser-Frazel и была впоследствии национализирована.
Ika Torino были весьма успешны в автоспорте и не только в национальных чемпионатах. В 1969 году проводился безумный 84-часовой (!) марафон на Нюрбургринге, где три аргентинские машины, доработанные серьезнейшим образом, были весьма конкурентоспособны. Руководил командой сам Хуан-Мануэль Фанхио, а за рулем одной из которых сидел его сын.
Один из Torino завершил гонку пройдя максимальное количество кругов, но штрафные баллы, полученные за слишком громкий выхлоп, отбросили его на официальное 4 место, а победа досталась Lancia Fulvia HF. Гонка стала важной вехой в истории аргентинского автопрома и здесь по праву есть чем гордиться! Два из трех гоночных Torino кропотливо восстановлены энтузиастами, пребывают в великолепном состоянии и представлены здесь на фото!
Кузова Ika Torino, гонявших в национальном чемпионате по кольцевым гонкам, модифицировались для улучшения аэродинамики. Одна из команд установила в задней части Torino пластиковый колпак, превратив автомобиль в фастбэк (тип кузова как у нашей Победы), что вдохновило одного энтузиаста!
Хуан Карлос Люттераль, этакий аргентинский Кэррол Шелби, решил перенести достижения автоспорта в массы и в 1968 году предложил потребителю радикальный пакет обновлений для Ika Torino, превратив его в Lutteral Comahue! Компанию Люттераля можно сравнить (конечно с натяжкой и иронией) с AMG, Shelby или Alpina, поскольку они вывели базовый автомобиль на совершенно другой уровень как с точки зрения дизайна, так и технических характеристик. Интересна сама ситуация в которой родился Lutteral – импорт автомобилей был ограничен заградительными пошлинами, чтобы стимулировать развитие местных автопроизводителей, экономика Аргентины была в особенно хорошей форме, а покупательская способность граждан находилась на очень высоком уровне.
Главной фишкой Lutteral Comahue (хоть и не всех моделей) была задняя часть кузова в стиле фастбэк из стекловолокна со стеклом, разделенным секцией в цвет кузова, напоминающим культовый Corvette Stingray. Само собой, была изменена отделка и добавлено опций по максимуму. По части двигателя, предлагалось четыре пакета модернизаций, самый радикальный из которых с механической системой впрыска позволял выжать 225 л.с. С таким мотором Comahue развивал скорость до 230 км/ч – весьма солидно по тем временам. Также была доступна пневмоподвеска Aerolastique, позволяющая ужесточить подвеску и понизить клиренс на 5 см!
В начале 1970-х Lutteral доработал внешний вид Comahue, понизив профиль и изменив облицовку передней части с помощью пластиковых деталей. Морда немного напоминает Peugeot 505, хотя Lutteral был запущен в производство раньше. На фото синее купе как раз начала 1970-х со 175-сильным мотором. Все модели были богато оснащены: натуральная кожа, кондиционер, дополнительные приборы… Как правило машины собирались под заказ, поэтому опции выбирал будущий владелец.
В 1977 году, незадолго до того, как аргентинское Правительство открыло границу для импортных автомобилей в 1979 году, появилась самая безумная версия Comahue SST-GT. Красный автомобиль на фото один из последних выпущенных и раньше принадлежал сыну основателя компании Тино Люттералю!
Интерьер сегодня выглядит несколько комично, но в свое время был верхом футуризма. Без слез не взглянешь на руль без верхней секции… Передние фары имели защитные крышки черного цвета (управляемые датчиков света!), образуя с решеткой радиатора единой целое. Багажник был обшит кожей, есть мини-бар и кожаные дорожные сумки. Стоил такой автомобиль в два раза дороже базового Torino, а ведь и он не был дешевым!
Со снятием таможенных барьеров обнаружилось, что по цене Lutteral Comahue можно приобрести гораздо более интересные варианты, что положило конец золотому веку развития автомобилестроения в Аргентине… Сегодня Аргентина – одно из всемирных сборочных производств!
Фотографии petrolicious.com
Сергей Клюшниченко