18 июля профильный комитет Госдумы рекомендовал принять поправки в закон об электронной цифровой подписи, ужесточающие порядок ее выдачи. Юридические лица и ИП теперь могут получить ЭЦП только через удостоверяющий центр налоговой службы, кредитные организации - через УЦ Банка России.
Коммерческие УЦ будут существовать, но смогут выдавать электронные подписи только физическим лицам. Также законопроект ужесточил требования к коммерческим удостоверяющим центрам: капитал должен составлять не менее 1 миллиарда рублей (можно и 500 миллионов, но тогда филиалы должны работать не менее, чем в трех четвертях регионов страны).
Целью законопроекта является защита бизнеса от мошенничества с использованием электронной подписи.
"Изменить правила выдачи КЭП власти хотят давно – слишком много допускают нарушений. С начала 2018 г. по II квартал 2019 г. только ФНС зафиксировала около 43 300 случаев неправомерного использования КЭП, рассказывает представитель ФНС. Самое распространенное нарушение: КЭП выдается по фиктивным документам, используется для регистрации юрлиц и ИП. Бывает и такое, продолжает он, что организация сдает налоговые декларации, а когда приходит проверка и находит махинации, отрицает, что подписывала и сдавала подобную отчетность.
ФНС оценила ущерб: с начала 2018 г. по I квартал 2019 г. выявлены 3674 декларации с использованием КЭП, полученные на третьих лиц без их ведома или по поддельным документам, фиктивный оборот по ним – 88 млрд руб." ("Ведомости")
Чего боятся представители бизнеса:
- Монополизация рынка. Законопроект отнимет у частных УЦ большую часть рынка. Ежегодно выдается примерно 5,5 миллионов квалифицированных электронных подписей, 95% из них получают юридические лица. А повышенные требования к удостоверяющим центрам приведут к еще большей монополизации рынка.
- Сбои в работе УЦ могут парализовать весь электронный документооборот в стране. Непонятно, кто будет контролировать соблюдение требований при выдаче ЭЦП и как будут возмещаться возможные убытки.
- Введение поправок приведет к увеличению расходов на электронный документооборот.
"Правительство дало на него положительное заключение – финансовое, что его реализация не потребует дополнительных средств из федерального бюджета, говорит представитель вице-премьера Максима Акимова. Ассоциация РОСЭУ («Разработчики и операторы систем электронных услуг») считает, что, если Дума примет поправки, это приведет к увеличению расходов компаний на электронный документооборот более чем на 30 млрд руб., говорится в письме ассоциации Аксакову. Ее президент Юрий Малинин подтвердил отправку письма.
Еще 20 млрд руб. придется потратить из бюджета на доработку государственных систем электронного документооборота, подсчитали в ассоциации. Потратиться государству придется и на создание инфраструктуры УЦ в ФНС, считают в ассоциации: это потребует разовых расходов в размере 5 млрд руб. и ежегодно еще 20 млрд руб. на ее содержание.
Представитель ФНС называет оценку не соответствующей действительности, поскольку у службы уже есть сеть УЦ и опыт поддержания работы сервисов выдачи ЭП физическим лицам в личном кабинете на сайте ФНС России. " ("Ведомости")
4. Повышение стоимости КЭП. Если сейчас стоимость сертификата ЭП составляет в среднем 1 500 руб., то после принятия поправок она может увеличиться до 2 500 руб.
"... рост стоимости приведет к росту затрат – розничный банк, к примеру, использует несколько тысяч сертификатов на несколько миллионов рублей в год, пишет Национальный совет финансового рынка. " ("Ведомости")
Альтернативный законопроект.
Членом Совета Федерации Л. Боковой разработан альтернативный проект закона, также предусматривающий ужесточение требований к удостоверяющим центрам, но не вводящий монополию на выдачу ЭП. Согласно этому документу, надо наделить ФНС правом приостанавливать действие сертификата. Так можно эффективнее бороться с действиями мошенников и блокировать деятельность юридических лиц. Данная редакция законопроекта также содержит предложения по улучшению работы удостоверяющих центров и защите от мошенников:
Большая величина собственного капитала;
Большой лимит ответственности;
Усиление надзора за деятельностью УЦ (в т.ч. создание коллегиального органа, имеющего право принимать решение об аккредитации).
"Законопроекты на 95% совпадают, поэтому было предложение отозвать второй законопроект (авторы отказались), а сейчас комитет отправил его за заключением в правительство, говорит Аксаков. Правительство просило депутатов принять законопроект об ужесточении правил выдачи электронной подписи в весеннюю сессию, поэтому, по его словам, авторам и сторонникам второго законопроекта предложили принять участие в доработке первого проекта ко второму чтению. При доработке пройдут парламентские слушания и будет создана рабочая группа, в которой примут участие представители бизнеса и экспертного сообщества, пообещал он.
Правительство поддерживает первый проект (утвержденный комитетом), основа у обоих законопроектов одинаковая, именно она прорабатывалась с бизнесом, говорит представитель Акимова. На заключение в правительство второй законопроект и не поступал, заключил он." ("Ведомости")
Поправки в закон об электронно- цифровой подписи могут парализовать весь электронный документооборот.
В Госдуму внесен законопроект о мерах по защите граждан от мошенничества с использованием электронной подписи.
Граждан защитят от краж квартир с помощью электронной подписи.