Найти в Дзене
Cotraco Group

Как провести успешную стратегическую сессию?

Оглавление

Стратегическая сессия – важное событие для организации. Здесь определяются вектор развития и приоритеты компании. На примере двух кейсов наш эксперт Эмма Степанян, директор по персоналу в сети кулинарий «Патрик & Мари» (также работала в компаниях АНКОР, JTI, INTEL, OTIS), рассказывает, как сделать стратегическую сессию вдохновляющим событием, которое мотивирует сотрудников на достижение амбициозных целей.

Если компания заинтересована в долгосрочном успешном существовании, перед руководителем HR-департамента рано или поздно встанет вопрос о проведении стратегической сессии. Что такое стратегическая сессия? Это мероприятие, похожее на совещание или конференцию, в ходе которого участники думают, обсуждают и принимают решения. Стратегические, конечно же.

В некоторых компаниях такие мероприятия проводят исключительно с привлечением специалистов со стороны, в некоторых – самостоятельно. Оба пути – правильные, какой из них выбрать, решать вам. При выборе учитывайте цели, которых хотят достичь заказчики (обычно это первые лица компании), и условия в компании на момент проведения мероприятия. Например, в кризис есть потребность взглянуть на бизнес со стороны, тогда потребуется помощь внешнего консультанта.

Стратегическая сессия. Организационные вопросы.

Давайте представим, руководитель одной крупной федеральной компании вызывает к себе HR-директора и ставит ему задачу: провести стратегическую сессию. В задании оговаривается, что внешних специалистов привлекать не надо, т.к. у директора по персоналу имеется соответствующий опыт.

Несмотря на то, что впереди еще почти два месяца, директор по персоналу сразу берется за дело поскольку знает: впереди большая работа. В мероприятии можно выделить две составляющие – концептуальную и организационную. Важны обе. Про первую мы поговорим позднее, а для второй разработали чек-лист.

Чек-лист для организаторов стратегической сессии.
1. Арендовать подходящее помещение.
2. Сформулировать цели мероприятия, определить формат.
3. Написать план или сценарий мероприятия, выбрать инструменты и формы работы на сессии.
4. Договориться с внешним консультантом, если принято решение привлекать экспертов. Заключить договор, обсудить ключевые моменты (цели и задачи сессии, формат, сценарий).
5. Оповестить всех участников о событии, заранее сообщить повестку.
6. Проверить площадку, убедиться, что есть достаточное количество стульев и столов, а экраны и мониторы работают.

Рассмотрим ситуацию, когда HR-директор решил, что сессия пройдет в классическом формате: участники будут сидеть за круглым столом, по очереди высказывать мнение и в конце голосовать за то или иное предложение.

Что в итоге получается? В назначенный день директор по персоналу открывает сессию, работа начинается. Почти сразу слово берет собственник бизнеса, и больше никто из участников высказаться не может, так как почти все время говорит только руководитель. В финале, как и положено, коллегиально подводятся итоги. Планы и решения, принятые практически в одностороннем порядке, фиксируются и потом доводятся до сотрудников. Вопрос: «Можно ли считать мероприятие успешно проведенным?». Мое мнение нет.

Стратегическая сессия. Концептуальные вопросы.

Первый кейс нельзя считать успешным, потому что в нем не было вовлеченности, единого видения и командного духа. Это было типичное формальное мероприятие, после которого цели компании донесли «сверху вниз» без возможности оспорить и обсудить.

Возможен и другой вариант. Например, стратегическую сессию хочет провести локальная компания (более семисот сотрудников), известный бренд. Собственники бизнеса в операционное управление не вмешиваются, но с удовольствием участвуют в корпоративных мероприятиях, считая это важным вкладом в деятельность компании. Здесь у HR-директора больше возможностей принимать самостоятельные решения, потому что CEO руководствуется принципами регулярного менеджмента и считает, что конструктивная инициатива сотрудников подлежит обязательному рассмотрению. Весь коллектив знает, что окончательное решение принимает он, но при этом он всегда готов прислушиваться к мнению подчиненных.

Директор по персоналу, получив задание провести очередную сессию, решает поменять классический формат и планирует устроить открытое мероприятие “без галстуков” с большим количеством участников – топ-менеджерами, менеджерами среднего звена и неравнодушными линейными сотрудниками. Всё событие объединено приключенческой тематикой: компания отправляется в большое плавание – к новым целям и достижениям. В ходе сессии доклады и отчеты чередуются с неформальными событиями. Например, в начале CEO может провести веселую разминку. Решения и планы презентуют все структурные подразделения компании. Звучит музыка, участники свободно делятся идеями и общаются на равных.

Вопрос: можно ли считать, что директор по персоналу достиг цели – каскадировать стратегию? Думаю, да. Ему удалось не только успешно провести корпоративное мероприятие, но и повысить вовлеченность сотрудников, создать атмосферу, в которой есть и единое видение будущего компании, и командный дух. Все это, безусловно, позитивно влияет на достижение целей бизнеса.

Коротко:

Стратегическая сессия – важное событие для любой компании. Как и при проведении любого мероприятия, тут важно учитывать все организационные и концептуальные вопросы. Компания может сделать сессию закрытой и пригласить только топ-менеджеров, но для вовлеченности, единого видения и командного духа целесообразнее пригласить как можно больше сотрудников и позволить им высказывать свои мысли и идеи, критиковать и принимать решения.

Согласны ли вы с тем, что в стратегических сессиях должно принимать участие как можно больше сотрудников?

Автор: Эмма Степанян, директор по персоналу в сети кулинарий «Патрик & Мари»

Подписывайтесь на нас в ВК, ФБ и Ln