Найти в Дзене
Петербургский Дюма
Подписаться

О нюансах и святых

"Если долго всматриваться в Украину — Украина начнёт всматриваться в тебя", — сказал бы Ницше, живи он сегодня. И когда меня упрекают в политизированности, я категорически возражаю.

"Божественная комедия" — разве политика? Но там всюду сквозит борьба чёрных гибеллинов с белыми, упоминается противостояние Капулетти с Монтекки и прочие аспекты тогдашней политической действительности. Эти хвосты и уши торчат настолько откровенно, что недоброжелатель язвил: у Данте получилась не поэма, а газета.

"Унесённые ветром" — разве политика? А ведь сюжет разворачивается на фоне братоубийственной войны в Штатах: события в жизни Скарлетт О'Хара сгенерированы противостоянием Севера и Юга и усилены кровопролитием.

О романах "Война и мир", или "Тиль Уленшпигель", или "Собор Парижской Богоматери" даже говорить неловко; список знаменитых произведений, пронизанных современной для героев политикой, можно продолжать долго и с удовольствием. Все они написаны о главном — о любви и смерти, а потому неизбежно затрагивают самые болезненные темы современности. Стоит ли удивляться, что мой роман "1916 /Война и мир", действие которого происходит накануне краха Российской империи, вызывает стойкие ассоциации с нынешними отечественными реалиями?

В хорошей книге события и персонажи должны быть актуальными. Читатель с мозгами не станет сопереживать неупругим сферическим героям, которые существуют в вакууме...

...зато читатель без мозгов подзабыл, что ватник — это вполне безобидная одежда, и что слово жид в тексте далеко не всегда оскорбительно для еврея, и что чернокожие в определённых обстоятельствах без комплексов называют друг друга ниггерами.

Я предлагаю читателям чувствовать нюансы. Заглядывая в чужую книгу или заходя на чужую страничку, не худо помнить, кто у кого в гостях, и не забывать древнюю китайскую мудрость: легко быть святым, сидя на вершине горы Тай-Шань; труднее оставаться святым, сидя на базаре.

Мы все, хотим того или нет, всматриваемся в бездну, а бездна всматривается в нас.
Нормальное дело.

Обложка книги Агаты Кристи "Десять негритят", слово ниггер здесь не имеет обидного подтекста.
Обложка книги Агаты Кристи "Десять негритят", слово ниггер здесь не имеет обидного подтекста.

ССЫЛКА "О русском Зорро"
ССЫЛКА "О ёрничестве"