Найти в Дзене
Наш край

Население городских поселений Гомельской и Полесской областей в 1920-1930-е годы: этносоциокультурный аспект

Оглавление

Исследования национального и социального состава, уровня грамотности и образования, степени урбанизации населения в тер­риториально-региональном разрезе позволяют установить тенденции и особенности изменений в этносоциокультурном облике полиэт­ничного населения БССР, произошедших в результате советской моби­лизационной модернизации всех сторон жизни общества в сложный межвоенный период.

Адекватная оценка всего социума БССР невозможна без коли­чественной и качественной характеристики титульного этноса и на­циональных групп в составе населения областей республики, которые имели разные природно-географические, историко-этнографические, а, следовательно, и экономические условия для своего развития.

Не вдаваясь в дискуссию о классификации и типологизации городов, о чем автор уже писал [6], отметим такой аспект. Классифи­кация городов по численности населения, его социальному составу, уровню грамотности и образования это не просто формальные признаки в характеристике городов и городских поселений, а отражение их реального статуса и роли в экономической, политической (включая и военно-стратегическое значение), административной и культурной жизни региона или государства в целом (например, города союзного или республиканского подчинения, закрытые города и т. п.). Это стало особенно проявляться в 1920-1930-е гг., то есть активный период советской мобилизационной модернизации, когда не только шло естественное развитие городов, но и искусственное увеличение численности городских поселений, чтобы повысить процент город­ского населения. В БССР за счет получения местечками статуса городских поселений и районных центров произошла «местечковая» урбанизация.

По данным таблицы 1 [составлена по: 1, с. 6-8] видна тенденция изменения численности населения городов, отражающая уровень их индустриального развития, отражающая уровень развития и измене­ния в статусе местечек.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

Например, в 1925 г. в Наровле практически заново возродилась бывшая кондитерская фабрика местного помещика Э. Горвата, кото­рая в 1913 г. выпустила первую продукцию. Помощь в возрождении оказали мозырские рабочие, поэтому фабрику назвали «Красный Мозырянин». Развитие предприятия сыграло определенную роль в росте численности населения местечка Наровля. Стеклозавод стал градообразующим предприятием для поселка Костюковка. В основ­ном промышленное производство развивалось в городах, в которых прирост населения составил более 150 %, что хорошо видно из таб­лицы 1. Промышленное производство развивалось быстрее в городах Гомельщины. Мозырщина входила в погранполосу СССР, в которой, «по стратегическим соображениям», промышленность не развивалась или развивались предприятия неметаллообрабатывающих отраслей [7].

Таблица 1 — Численность населения городских поселений в 1926 г. и 1939 г.

Примечание: *) — прирост населения в %; **) — включены в состав области в 1938 г.; ***) — не входили в число городских поселений.

Расчеты по данным переписи 1926 г. показывают, что в городских поселениях проживало небольшое количество населения. В Гомель­ском округе в городах проживало 26 % всего населения и 12,1 % белорусов, в Мозырском соответственно — 11,4 и 6,3 и в Речицком — 12,0 и 5,0 % [1, с, 3, 8, 27-30, 36-38; 44-46]. Впервые по архивным документам нами установлена динамика урбанизационных процессов в Гомельской и Полесской областях в межпереписной период. На основании сопоставления расчетных данных переписи 1939 г. по терри­ториям этих областей применительно к переписи 1926 г. составлена таблица 2 [2, л.1; 4, л .1].

Как видим, наиболее высокими темпами росла численность городского населения в Гомельской области. Область интенсивней развивалась в промышленном отношении. Это сказалось и степени урбанизации населения. В 1926 г. доля городского населения в Го­мельской области составила 20 %, а в Полесской — 9,4 %. Эти данные, на наш взгляд, более корректные для сравнения, чем приведенные выше данные по округам, т. к. соответствуют территориям рассматриваемых областей сформированных в январе 1938 г. В 1939 г. городское насе­ление составляло в Гомельской области 27,9 %, а в Полесской — 11,2 %.

Таблица 2 — Численность населения по переписям 1926 и 1939 гг.

Нацсостав городских поселений в 1939 г. значительно изменился по сравнению с 1926 г. Особенно это касается белорусов, численность которых во многих городских поселениях значительно увеличилась. Если в 1926 г. белорусы преобладали только в Петрикове (67,4%) и Чечерске (55,1 %) [1, с. 218-220], то в 1939 г., как видно из таблицы 3 и таблицы 4 [2, лл. 43-44; 4, лл. 40-41], доля белорусов в составе населения большинства городских поселений составляла уже свыше 50 %. Только в областных центра и двух районных центрах (Паричи и Хойники) белорусов было менее 50 %.

Не смотря на то, что численность белорусов увеличилась в со­ставе населения городских поселений степень их урбанизированности как в Гомельской, так и в Полесской областях по-прежнему оста­валась самой низкой по сравнению с другими национальностями. В Гомельской области в городских поселениях проживало 18,2 % белорусов, а в Полесской — 7,4 %. Самой высокой степень урбани­зированное™ была у евреев [2, л. 6; 4, л. 6]. В конце 1930-х гг. по степени урбанизированности белорусы занимали последнее место среди наиболее численно представленных национальностей не только в рас­сматриваемых областях, но и в целом по БССР. Самый низкий пока­затель был в Полесской области [5]. Это сказывалось на росте культурно­образовательного уровня белорусов, их социальной мобильности.

Данные таблицы 5 [2, лл. 8-10; 4, лл. 8-11] свидетельствуют, что белорусы имели более низкий уровень грамотности и образования среди других национальностей, который наиболее численно были представлены в составе городского населения.

Таблица 3 — Численность и национальный состав населения городских поселений Гомельской области* в 1939 г.

Продолжение статьи читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.