Найти тему
Гипермышление

Сценарный менеджмент: искусство рассказывать истории про будущее своей компании

Оглавление

В продолжение первой части статьи про Сценарный менеджмент, я бы хотел показать отличие сценариев от историй, которые мы все принялись рассказывать друг-другу в рамках пост-модерна.

Искусство рассказывать истории:

Обычно это умение приписывают лидерам всех времен и народов. И хорошая история – это основание для хорошего сценария, но есть различия:

Сравнительный анализ Историй и Сценариев

Отличия "Историй" от "Сценария"
Отличия "Историй" от "Сценария"

Не смотря на различия, истории постоянно эволюционируют в сценарии и таким образом меняются сами сценарии и их возможности, в том числе и по созданию будущего.

Первое, это упоминание истории, которая произошла, была записана и стала преданием, легендой, летописью. Это история для памяти и понимания.

Второе, история, которую мы услышали и хотим повторить, пройти путь героя, преодолеть преграды. Это история для действия или испытания.

Третье, неоконченная история, которая пишется «в реальном масштабе времени», и следующий шаг – это написание сценария. Это история поворотов и неопределенностей.

Четвертое, история, которая имеет миссию, несет идею, вооружает целью и пробуждает намерения, которые списаны в план. Это история приобретения франшизы.

Пятое, история когда все шло по плану и тут ситуация с вариантами исхода, предвидением, упреждающими действиями, выбором. Это история про «План Б», который спас «План В».

Шестое, история про форсайт, идею предсказания и притягивания будущего с помощью трендов, инерции и договоренности. Это история про серфингиста, который ловил волну.

Седьмое, история про закономерности, которые не меняются, про мышление, где рождается будущее и действия в настоящем. Это история про человека, а не про функции и системы.

Истории продолжают возникать, совершенствоваться и превращаться в сценарии будущего.

Будущее ближе чем мы думаем. Оно в нашем поведении, изменишь его и попадешь в светлое будущее, не сможешь - будешь ждать лучших времен.
Будущее ближе чем мы думаем. Оно в нашем поведении, изменишь его и попадешь в светлое будущее, не сможешь - будешь ждать лучших времен.

Сценарное мышление

Откуда появляется образ будущего? Как надо мыслить, чтобы прийти к пониманию будущего? Воображение или фантазия, что взять на вооружение? Человек способен не только помнить прошлое, но и заглядывать в будущее. Горизонт зависит от множества факторов, таких как воспитание, профессия, характер работы, стиль руководства и окружение. Я предлагаю рассмотреть шаги включения мышления в сценарном подходе и базовые компетенции, необходимые для реализации этого шага и движения вперед.

Особенности мышления и компетенций

Поведение диктует необходимые особенности мышления, 
и как тут не вспомнить классика: "бытие определяет сознание"
Поведение диктует необходимые особенности мышления, и как тут не вспомнить классика: "бытие определяет сознание"

Важно, что при масштабных изменениях и больших горизонтах планирования всегда будут вещи, которые остаются неизменными, и всегда будут закономерности, которые определяют характер изменений, не смотря на хаос происходящих событий.

Сценарный менеджмент и преподавание

Лучшей иллюстрацией идеи сценарного менеджмента в образовании является заявление об индивидуальных траекториях развития студентов. Со стороны студента это может быть сценарием карьеры или части своей жизни. Но пока, сценарный менеджмент выглядит так (от простого к сложному):

Во-первых, это сценарий семинара, план занятия или разбора кейса с вариантами вопросов и направлением дискуссии. Но порой лучшим сценарием становится импровизация.

Во-вторых, это набор сценариев у студентов, в виде закономерностей, которые они изучили на собственном опыте: (если сделать это, …. то будет так…) и готовы предвидеть результаты своих действий.

В-третьих, способность ставить цели, работать по целям. Это выражается в формировании личностных качеств, отвечающих за целеполагание и профессиональные компетенции, т.е. исполнение замыслов. В этом отношении проекты и самоуправляемые группы позволяют быстрее выработать эту способность, важную для сценарного менеджмента.

Четвертое, будущее отрасли, закономерности развития технологий, рынков и продуктов. Это могут быть отдельные специальности или специальные курсы такие, как футурология, прогнозирование или бизнес-планирование.

Пятое, законы жанра, которые возвращают экономистов к прописным истинам, рынку, либеральным идеям, ситуация такова, что на финансовых рынках необходимо вернуться к базовым принципам инвестиций. А в менеджменте все законы жанра сосредоточены вокруг управленческих отношений и развития человека в организации.

--
Продолжение следует...